Экология: MustRead за 13 - 19 декабря 2022 г.
-
Госдума приняла во втором чтении законопроект об аренде лесных участков
-
Госдума начала рассматривать законопроект о внесении изменений в закон «О водоснабжении и водоотведении»
Изменения законодательства. Деятельность стивидорных компаний
Законопроект об ужесточении ответственности компаний, занимающихся перевалкой дроблением и сортировкой угля в морских или речных портах, за невыполнение предписаний Росприроднадзора и Роспотребнадзора прошел третье чтение в Госдуме и получил одобрение Совета Федерации
На минувшей неделе Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», о котором мы подробно рассказывали в предыдущем выпуске Экология Must Read. На следующий день указанный законопроект был одобрен верхней палатой российского парламента.
Документ разработан Минприроды России по поручению президента и призван повысить административную ответственность для стивидорных компаний, что позволит улучшить санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку в портах, где идут работы по перевалке, дроблению и сортировке угля.
Законопроект предусматривает административную ответственность за невыполнение предписаний органов, которые проводят государственные экологический и санитарно-эпидемиологический надзоры. За первичное невыполнение предписания – штраф от 100 тысяч до 200 тысяч рублей. За повторное правонарушение – штраф от 300 тысяч до 600 тысяч или приостановление деятельности до 90 суток
Изменения в КоАП начнут действовать с 1 сентября 2025 года.
Законопроект № 89661-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за невыполнение предписаний в сфере деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля)
Изменения законодательства. Аренда лесных участков
Госдума приняла во втором чтении законопроект об аренде лесных участков
Документ был внесен на рассмотрение палаты группой депутатов в декабре прошлого года, в первом чтении Дума приняла его в ноябре. Как отмечали авторы инициативы, документ разработан в целях реализации перечня поручений президента РФ по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса. Мы рассказывали о данном документе в нашем выпуске Экология Must Read от 14 ноября 2022 г.
Как мы предполагали, практически не претерпели изменений положения законопроекта, предусматривающие:
-
что лесные участки для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области развития лесного комплекса теперь будут предоставляться в аренду федеральным органом власти, а не властями регионов;
-
что претендовать на предоставление лесного участка для заготовки древесины на аукционе смогут только лица, владеющие лесоперерабатывающей инфраструктурой, предназначенной для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости; поправками уточнено, что перечень такой продукции определяет Правительство.
При этом ко второму чтению поступило значительное число поправок, в связи с чем текст законопроекта в части прав арендаторов лесных участков существенно изменился.
Так, редакция законопроекта с учетом поправок предусматривает пять требований (вместо трех, менее строгих, которые предусматривала первоначальная редакция), которым должно соответствовать лицо, претендующее на продление договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов:
-
соответствующее заявление должно быть подано не ранее чем за 3 месяца и не позднее чем за 2 месяца до истечения срока действия договора;
-
арендатор не должен числиться в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
-
арендатор выполнил мероприятия по сохранению лесов в объемах и сроки, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, проектом лесовосттановления, проектом лесоразведения, сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, планом тушения лесных пожаров;
-
арендатор не допускал просрочек по внесению арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
-
лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее.
Новая версия законопроекта дополнена нормой о том, что досрочное расторжение договора аренды лесного участка в судебном порядке возможно в том числе в случае невыполнения мероприятий по сохранению лесов в объемах и сроки, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления, проектом лесоразведения, сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, планом тушения лесных пожаров.
Положения об одностороннем отказе государства от договора аренды лесного участка изъяты из новой редакции законопроекта. Ранее речь шла о том, чтобы дополнить закон положением о возможности одностороннего расторжения договора со стороны арендодателя в случае использования лесного участка без проекта освоения лесов, несвоевременного внесения арендной платы за три периода, невыполнение арендатором мероприятий по сохранению лесов и т.д.
Также законопроект дополнен запретом на сдачу в субаренду лесных участков, которые были переданы компаниям и гражданам для заготовки древесины.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что законопроект впервые за все время закрепляет за арендаторами лесных участков обязанность по обеспечению пожарной безопасности. «Лес - богатство нашей страны. Арендаторы, прежде чем заработать, должны обеспечить безопасность леса от пожара», - отметил Володин.
Согласно поправкам, в случае невыполнения мероприятий по сохранению лесов, в том числе от пожара, договор аренды может быть расторгнут по решению суда. По словам спикера Госдумы, это существенное изменение в законодательстве, так как сегодня лесной участок может быть передан в аренду «на десятки лет» и такой договор потом невозможно расторгнуть.
Компаниям, ведущим деятельность по освоению лесов, а также по заготовке древесины, рекомендуется отслеживать судьбу законопроекта и учитывать новые положения (о продлении договора на новый срок, расторжении арендодателем в судебном порядке и запрете на сдачу участков для заготовки древесины в субаренду) в рамках деятельности по лесопользованию.
Планируемые изменения законодательства. Водоснабжение и водоотведение
Госдума начала рассматривать законопроект о внесении изменений в закон «О водоснабжении и водоотведении»
Соответствующий документ внесен группой депутатов – членов фракции «Единая Россия». Необходимость внесения изменений обосновывается неточностями и внутренними противоречиями в законе «О водоснабжении и водоотведении».
Законопроект, в частности, вносит изменения в статью 7 закона «О водоснабжении и водоотведении», которая посвящена последствиям нарушения абонентом требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения (ЦСВ).
Авторы законопроекта считают неправильным существующее положение вещей, при котором водоканалу приходится каждый раз доказывать конкретный размер компенсации, причинно-следственную связь факта сброса с влиянием (воздействием) на ЦСВ и т.д. По их мнению, негативное воздействие на работу ЦСВ не всегда является видимым и определяемым визуально, поэтому доказать его может быть затруднительно.
В действительности же процесс доказывания по соответствующим спорам не столь сложен: он предполагает, что водоканал представляет в суд результаты лабораторных исследований сточных вод абонента, в которых превышены нормативы по тем или иным веществам. Абонент, в свою очередь, пытается доказать, что данные пробы были неправильно отобраны, или результаты их исследования являются недостоверными.
Можно предположить, что законопроект направлен на еще большее упрощение процесса доказывания для водоканалов. В части 10 ст. 7 предлагается установить обязанность абонента заплатить за негативное воздействие на работу ЦСВ в случае если сточные воды абонента, поступающие в ЦСВ (в том числе из нецентрализованных систем водоотведения) не соответствуют требованиям к составу и свойствам сточных вод. Размер и порядок внесения указанной платы уполномочено определить Правительство РФ, которое теоретически может упростить для водоканалов доказывание негативного воздействия на ЦСВ.
Кроме того, предлагается разрешить водоканалам применять расчетный способ при первом нарушении сроков предоставления показаний приборов учета (согласно действующему регулированию, осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при нарушении сроков представления показаний прибора учета в течение более шести месяцев).
Также предлагается дополнить указанный закон положениями о «нецентрализованной системе водоотведения» (речь о ситуации, когда объекты не имеют технологического присоединения к централизованной системе, а осуществляют сброс в ямы, септики и тому подобные сооружения).
По мнению авторов законопроекта, соответствующие сточные воды в конечном итоге все равно попадают в централизованную систему водоотведения и на очистные сооружения несмотря на то, что обслуживанием подобных объектов в основном занимаются частные компании. Закон исходит из того, что владельцы указанных объектов обязаны:
-
заключить договор водоотведения с водоканалом; или
-
заключить договор оказания услуг с компанией, которая будет транспортировать сточные воды и сбрасывать их в ЦСВ; такая организация, в свою очередь, должна иметь договор с водоканалом.
Чтобы исключить обход указанных требований через законодательство об обращении с отходами, законопроект предлагает заменить термин «жидкие бытовые отходы» понятием «сточные воды, отводимые с использованием нецентрализованной системы водоотведения».
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в состав процесса водоотведения будет включен в том числе сброс сточных вод в пруды-накопители, пруды-испарители и иные сооружения, предназначенные для приема сточных вод.
Текущая редакция законопроекта позволяет признавать подобные объекты на промплощадках предприятий нецентрализованными системами водоотведения. Это может повлечь для предприятий необходимость заключать указанные выше договоры с водоканалом или с компаниями, имеющими договорные отношения с водоканалом.
Рассмотрение законопроекта запланировано на весеннюю сессию 2023 г. (февраль).
Довольно очевидно, что принятие законопроекта приведет к росту доходов водоканалов и повышению финансовой нагрузки на абонентов. Последним следует обратить особое внимание на положения законопроекта, которыми предложено изменить порядок расчета платы за негативное воздействие на ЦСВ.
В настоящее время водоканалы действительно вынуждены в судебном порядке доказывать обоснованность начисления соответствующей платы, ссылаясь на результаты лабораторных исследований проб сточных вод. Как именно будет урегулирован этот вопрос в случае принятия законопроекта, предстоит решать Правительству РФ.
Необходимо отметить, что депутаты уже пытались провести схожий законопроект через парламент ранее (в 2020 – 2021 гг.). В нем также была сделана попытка урегулировать отношения с участием лиц, чьи сточные воды не поступают напрямую в ЦСВ.
Данный законопроект получил ряд замечаний и был снят с рассмотрения. В частности, указывалось, что неправильно обязывать всех абонентов, сбрасывающих сточные воды в нецентрализованные системы водоотведения, заключать договор водоотведения с организацией, осуществляющей транспортировку и сброс сточных вод.
Большинство таких организаций сами устанавливают цены на свои услуги, что нарушает равные условия доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению (цены на которое тарифицируются).
Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами
Проходит общественное обсуждение проекта приказа Минприроды о подтверждении класса опасности отдельных видов отходов в случае их использования для ликвидации сооружений, связанных с пользованием недрами и для рекультивации земель
На сайте https://regulation.gov.ru размещен проект приказа Минприроды, который вносит изменения в Порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1027.
Внесение изменений потребовалось в связи с принятием закона об использовании отходов недропользования, который предусмотрел, что недропользователи вправе использовать для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, для рекультивации земель следующие отходы:
-
отходы недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами (например, некондиционный известняк);
-
отходы производства черных металлов IV и V классов опасности;
-
золошлаковые отходы V класса опасности от сжигания угля;
-
фосфогипс V класса опасности.
Проект приказа Минприроды поясняет, что подтверждение отнесения указанных отходов к конкретному классу опасности проводится на стадии планирования их использования для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель.
Как и в случае с прочими отходами, класс опасности таких отходов определяется расчетным методом на основании данных о химическом составе отходов, определенном на основании лабораторных исследований.
Компании, которые планируют использовать данные отходы недропользования, должны располагать следующими документами:
-
копиями актов отбора проб отхода, проведенного испытательной лабораторией, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории;
-
копиями протоколов исследований, подтверждающих результаты установления химического и компонентного состава отходов посредством соответствующих измерений, проведенных испытательной лабораторией, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории.
Общественное обсуждение документа будет проходить до 29 декабря 2022 г.
Компаниям, планирующим использовать указанные выше отходы для ликвидации сооружений, связанных с пользованием недрами, и для рекультивации земель рекомендуется ознакомиться с проектом приказа и направить свои предложения/замечания (в случае наличия).
Стивидорам рекомендуется ознакомиться с законопроектом и принимать во внимание его положения при планировании своей деятельности.