Загрузка...
17.07.2023
9 мин. на чтение

Экология: MustRead за 4–17 июля 2023 г.

обзор по экологии.jpg

Планируемые изменения законодательства. Недропользование

В Госдуму внесён законопроект о региональном геологическом изучении недр и передаче права пользования недрами

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который изменяет регулирование лицензирования недропользования.

Законопроектом предлагается позволить недропользователю передать право пользования участком недр, предоставленным для целей геологического изучения недр (включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых) другому юридическому лицу, которое продолжит геологическое изучение недр. Законопроект содержит ряд условий, соблюдение которых необходимо для такой передачи, включая следующие:

  • участок недр не должен относится к участкам недр федерального и местного значения;

  • у лица, которому передаётся право пользования недрами, в течение 2 лет, предшествующих такой передаче, отсутствовали неустранённые нарушения требований Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах);

  • лицу, которому передаётся право пользование участком недр, должна быть утвержденная проектная документация на осуществление геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, и геологическая информация о недрах, полученная в процессе пользования участком недр.

Также законопроект предусматривает допуск юридических лиц, отвечающих указанным в законопроекте требованиям, к региональному геологическому изучению недр. В настоящее время региональное геологическое изучение недр осуществляется по госконтрактам за счет бюджета. Теперь же частные инвесторы смогут самостоятельно финансировать и проводить такие работы, получив соответствующую лицензию. Допускать к региональному геологическому изучению недр будут только тех недропользователей, которые:

  • созданы в соответствии с законодательством РФ;

  • имеют опыт осуществления геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, не менее чем пять лет;

  • в течение 2 лет, предшествующих дате подачи заявки на получение права пользования недрами, не были досрочно лишены права пользования недрами в соответствии с пунктами 1-4, 6-7 части второй статьи 20 Закона «О недрах».

Участок недр, включенный в перечень участков недр для регионального геологического изучения недр, будет предоставляться в пользование на срок до 3 лет. Порядок подготовки перечня таких участков недр будет определён подзаконным нормативно-правовым актом, а предоставляться такие участки будут без проведения аукциона на основании решения комиссии, созданной Роснедрами.

Кроме того, в соответствии с законопроектом предлагается пересмотреть ст.14 Закона о недрах, которой установлены основания для отказа в приеме заявок на право пользования недрами.

Планируется, что в случае принятия законопроект вступит в силу с 1 марта 2024 года.

Рекомендации

Целями законопроекта являются, во-первых, упрощение передачи права пользования отдельными участками недр для геологического изучения, а во-вторых, обеспечение выполнения работ компаниями, имеющими достаточные финансы и опыт работы в сфере недропользования и геологического изучения недр.

Основной задачей, связанной с принятием поправок, является недопущение спекуляций лицензиями, в результате которых недропользователи получали бы соответствующее право исключительно для целей его дальнейшей перепродажи. Законопроект вводит решение, направленное на устранение этой угрозы: соответствующая лицензия может быть передана только вместе с утвержденной проектной документацией на геологическое изучение недр, что должно способствовать устранению указанного риска.

Вовлечение частных инвесторов в региональное геологическое изучение недр обсуждалось в России уже несколько лет. По оценкам Минприроды, эта мера может обеспечить прирост региональной изученности недр почти в два раза - в год будет открываться до 100 перспективных месторождений против 40 месторождений сейчас.

Законопроект разработан Правительством РФ во исполнение поручений Президента по итогам встречи с модераторами ключевых сессий Восточного экономического форума 16 октября 2021 г. № Пр-1969, в связи с чем следует оценить вероятность его принятия как высокую. В связи с этим рекомендуем действующим и потенциальным недропользователям ознакомиться с текстом законопроекта и следить за процедурой его рассмотрения и принятия.

Законопроект № 396472-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»

Планируемые изменения законодательства. Недропользование

Профильный комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о борьбе с практикой «спящих» лицензий

Речь идёт о законопроекте, которым предлагается решить проблему, связанную с отсутствием реальной деятельности компаний по геологическому изучению недр. На сегодняшний день срок лицензии на геологическое изучение недр составляет 5 лет. Для отдельных регионов и шельфа – 7 и 10 лет соответственно.

Действующим законодательством предусмотрена возможность продлевать срок действия лицензии для завершения геологоразведочных работ, чем пользуются некоторые недропользователи, затягивая срок проведения таких работ и уплачивая лишь регулярный платёж за пользование недрами (размер которого незначителен).

В связи с изложенным, законопроектом предлагается увеличить ставку регулярного платежа за пользование недрами в случае продления срока действия лицензии для окончания геологического изучения недр:

  • за первый год продления размер ставки будет увеличен в 2 раза;

  • за второй год продления размер ставки увеличивается в 10 раз;

  • за третий и последующие годы — в 100 раз.

Недропользователи, в отношении которых имеются основания для прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона о недрах, не смогут воспользоваться механизмом продления срока действия лицензии.

Законопроектом также предусмотрен механизм компенсационных вычетов для недропользователей, которые вынуждены продлять лицензию на геологическое изучение недр по объективным причинам: если проектная документация на осуществление геологического изучения недр получила положительное заключение по правилам, предусмотренным ст. 36.1 Закона о недрах, то рассчитанная по новым правилам сумма регулярного платежа будет уменьшена.

Рекомендации

Председатель комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Д. Кобылкин сообщил, что возглавляемый им комитет рекомендовал законопроект к принятию в первом чтении, а планируемую дату вступления в силу законопроекта в случае его принятия перенести на 1 сентября 2024 г., а для недропользования, связанного с геологическим изучением участков недр, содержащих запасы углеводородного сырья — на 1 сентября 2026 г.

Также Минприроды планирует подготовить поправки ко второму чтению законопроекта, распространяющие вышеуказанные правила на месторождения общераспространённых полезных ископаемых.

Мы продолжим следить за движением законопроекта в Парламенте и информировать о ключевых изменениях.

Законопроект № 63540-8 О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации «О недрах»

Изменения законодательства. Утилизационный сбор

Правительство РФ внесло изменения в правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора

Утилизационный сбор — это разовый платёж, уплачиваемый за каждое колёсное транспортное средство, самоходную машину, а также прицепы в целях компенсации затрат на их дальнейшую утилизацию. Плательщиками утилизационного сбора являются импортёры и производители транспортных средств, а также собственник транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен.

На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства РФ от 7 июля 2023 г. № 1118, которое изменяет правила исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора.

Среди изменений стоит отметить следующие:

  • расширен перечень документов, подтверждающих правильность исчисления суммы утилизационного сбора, необходимых для предъявления импортёром транспортных средств. Список пополнился копиями транспортных (перевозочных) документов, документами, подтверждающими наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора (если такие основания имеются), документами, подтверждающими право собственности на транспортные средства, документами, удостоверяющими личность плательщика;

  • увеличен ряд коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора (по некоторым позициям рост в 3,7 раза);

  • перечень транспортных средств, в отношении которых необходимо уплатить утилизационный сбор, расширился (например, в него включили Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн (экологического класса Евро-6), используемые для осуществления международных перевозок).

За исключением одного положения, документ вступает в силу с 1 августа 2023 г. и будет применяться в отношении транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 августа 2023 г.

Рекомендации

Производителям и импортёрам транспортных средств рекомендуется ознакомится с новыми требованиями законодательства в целях правильного исчисления утилизационного сбора и оформления сопутствующих документов.

Постановление Правительства РФ от 7 июля 2023 г. № 1118 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291»

Планируемые изменения законодательства. Отдельные опасные производственные объекты (Отдельные ОПО)

Госдума в первом чтении приняла законопроект о введении административной ответственности за нарушения при эксплуатации Отдельных ОПО

Напомним, что в 2021 г. в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены поправки, направленные на сокращение числа заброшенных промышленных объектов, ликвидировать которые приходится за счет федерального бюджета (Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 446-ФЗ, получивший название «Усольский закон»).

Указанные поправки распространяются на Отдельные ОПО, к которым отнесены:

  • опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых осуществляется обращение с токсичными и высокотоксичными веществами, а также веществами, представляющими опасность для окружающей среды (за исключением сооружений, связанных с пользованием недрами);

  • шахты угольной промышленности;

  • объекты, на которых размещаются отходы I и II классов опасности.

Их владельцы обязаны сообщить в Росприроднадзор о сроках эксплуатации подобных объектов, а при выводе их из эксплуатации (консервации или ликвидации) – принять меры по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, руководствуясь заранее разработанным планом.

Законопроектом предусмотрено введение сразу нескольких новых составов административных правонарушений, связанных с неправильной эксплуатацией Отдельных ОПО.

Планируется ввести административную ответственность за непредставление или нарушения порядка представления информации для включения в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращение с отходами I и II классов опасности (в том числе за несвоевременное представление такой информации или её представление не в полном объёме). Нарушившие порядок представления информации будут оштрафованы:

  • должностные лица — на сумму от 3 000 до 6 000 рублей;

  • индивидуальные предприниматели, — на сумму от 50 000 до 70 000 рублей;

  • юридические лица — на сумму от 70 000 до 150 000.

Также устанавливается административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений в Росприроднадзор об отнесении опасных производственных объектов к Отдельным ОПО, а также сведений об их сроке эксплуатации. Данные правонарушения предлагается наказывать административным штрафом, размер которого составит:

  • для должностных лиц - от 50 000 до 100 000 рублей;

  • для юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей.

В случае нарушения требований в области охраны окружающей среды при реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации Отдельного ОПО, при выводе его из эксплуатации (консервации или ликвидации), ответственные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в следующем размере:

  • от 20 000 до 50 000 рублей для должностных лиц;

  • в размере от 100 000 до 200 000 рублей для юридических лиц.

В случае привлечения к административной ответственности за повторное нарушение указанных требований размер ответственности будет увеличен. Сумма штрафа составит:

  • от 200 000 до 500 000 рублей для юридических лиц,

  • от 50 000 до 100 000 рублей для должностных лиц, которые поимо уплаты повышенной суммы штрафа, также могут быть дисквалифицированы на срок от 1 года до 3 лет.

Полномочиями по рассмотрению вводимых законопроектом административных правонарушений будут наделены Росприроднадзор и его территориальные органы.

Планируется, что указанные нормы вступят в силу с 1 января 2024 г.

Рекомендации

Законопроект разработан в развитие положений так называемого «Усольского закона», который был принят в результате выявления колоссального ущерба природе в результате деятельности обанкротившихся ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон».

Введение административной ответственности направлено на предупреждение возникновения подобных ситуаций посредством стимулирования предприятий к своевременной передаче полных и достоверных сведений об Отдельных ОПО в Росприроднадзор.

Вероятность принятия поправок следует оценить как высокую.

Законопроект № 330760-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Изменения законодательства. Экологический мониторинг

Опубликован и вступил в силу закон о мониторинге многолетней (вечной) мерзлоты

Федеральный закон № 297-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подписан Президентом РФ и опубликован 10 июля 2023 г.

Основная часть изменений вносится в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми в законодательство вносятся новые понятия: «грунт», «вечномерзлый грунт», «состояние многолетней (вечной) мерзлоты» и «деградация вечномерзлого грунта».

Мониторинг будет осуществляться посредством долгосрочного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в вечномерзлых грунтах в целях выявления их деградации и получения информации о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты.

Информация о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты, а также о мерах по предупреждению последствий деградации вечномерзлых грунтов включена в состав сведений о состоянии окружающей среды, то есть является общедоступной и подлежит размещению в открытом доступе.

Полномочиями по мониторингу наделена Гидрометеорологическая служба, а порядок проведения мониторинга должно определить Правительство РФ.

Рекомендации

Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ о создании системы мониторинга. Полученные данные, вероятнее всего, будут положены в основу дальнейшей выработки государственной политики в области развития Арктики и северных регионов страны, включая развитие природоохранного законодательства и разработку соответствующих федеральных программ.

Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 297-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

30.06.2023

Расширенная ответственность производителя и импортера (РОП) по новым правилам. Изменения РОП.

Из ролика вы узнаете о новых правилах расширенной ответственности производителя и импортера.

Смотреть

10.12.2024

Новости экологии: договор водопользования, ОВОС, строительные отходы, ПНООЛР, защита лесов и др.

Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о законопроект об обращении с...

10.12.2024

Петербургский бизнес стал реже нарушать экологическое законодательство

Отношение бизнеса к экологическим правонарушениям становится более серьезным из–за суровости санкций, считает руководитель...

10.12.2024

Экология: MustRead от 9 декабря 2024 г.

Главные новости:  Заключение договора водопользования для рекреационных целей Законопроект об обращении...

06.12.2024

Уточнены нюансы возмещения вреда при самовольном снятии плодородного слоя почвы для добычи песка

КС счел, что в таких делах суд обязан определить объем причиненного экологического вреда и способ возмещения вреда, позволяющий...