Загрузка...
17.04.2025
4 мин. на чтение

Экология: MustRead за 24 марта – 13 апреля 2025 г.

обзор по экологии.jpg

С 1 июля 2025 г. в административном процессе появится электронный документооборот

Опубликованы два федеральных закона, вносящие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ):
  • Федеральный закон от 7 апреля 2025 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  • Федеральный закон от 7 апреля 2024 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
КоАП РФ дополнен статьями 24.8 и 24.9. Первая регулирует порядок подачи процессуальных документов участниками производства по административному делу, а вторая устанавливает правила их изготовления, вручения и направления.

Ключевым изменением стало разрешение на использование электронного формата для подачи, получения документов (включая постановления, решения, определения и протоколы), а также возможность дистанционного участия в рассмотрении дела об административном правонарушении. 

Участники дел смогут направлять процессуальные документы в том числе через портал Госуслуг, систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) или электронную почту. 

Также появится возможность участвовать в рассмотрении дела удаленно – через систему веб-конференции, если такая система позволяет надлежащим образом идентифицировать участника процесса.

Указанные возможности будут доступны участникам производства по административным делам при наличии технической возможности у суда, органа или должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.

Изменения вступят в силу с 1 июля 2025 г.

Рекомендации

Изменения направлены на цифровизацию административного процесса и упрощение взаимодействия граждан и организаций с судами и государственными органами. Они актуальны в том числе для бизнеса, имеющего риск привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды.

Таким компаниям важно проверить наличие аккаунтов на Госуслугах, для юридических лиц необходимо привязать организацию к аккаунту через учетную запись представителя. Рекомендуется проверить также, что квалифицированная электронная подпись (КЭП) актуальна и соответствует требованиям федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи». 

Рекомендуется также определить наиболее удобный способ получения процессуальных документов (например, получение извещений посредством электронных средств связи или на едином портале). Это поможет избежать пропуска сроков.


Федеральный закон от 7 апреля 2025 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон от 7 апреля 2024 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Обновлен перечень парниковых газов для государственного учета

Правительство утвердило обновлённый перечень парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов. Данный перечень предназначен для получения достоверных сведений о выбросах, которые производятся в результате хозяйственной деятельности организаций.

Обновлён список парниковых газов, выбросы которых подлежат государственному учёту. Пересмотрены коэффициенты пересчёта выбросов в эквивалент диоксида углерода на 100-летнем временном горизонте. Для некоторых газов изменены химические формулы. Перфторциклопропан исключён из перечня, вместо него добавлен перфторциклопентен.

Распоряжение вступило в силу с 5 апреля 2025 г.

Рекомендации

Напомним, что отчетность по выбросам парниковых газов обязаны подавать следующие организации (регулируемые организации):

  • масса выбросов парниковых газов, у которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн углекислого газа в год (такие организации представляют отчеты начиная с 1 января 2023 г., т.е. с отчетности за 2022 год);

  • масса выбросов парниковых газов, у которых эквивалентна 50 и более тыс. тонн углекислого газа в год (такие организации начали предоставлять отчеты с 1 января 2025 г., т.е. с отчетности за 2024 г.).

Указанным организациям рекомендуется ознакомиться с изменениями и заблаговременно подготовиться к подаче отчета о выбросах парниковых газов. С учетом того, что распоряжение вступило в силу с 5 апреля 2025 г., вероятнее всего оно будет применяться к отчету за 2024 г., который необходимо подать до 1 июля 2025 г. Мы будем следить за разъяснениями регулятора в соответствующей сфере и информировать о них.


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2025 г. № 805-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2979-р»

В Госдуму внесен законопроект об увеличении срока давности за административные правонарушения в сфере статистического учета

В Государственную Думу внесен законопроект, предлагающий увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об официальном статистическом учете (ст. 13.19 КоАП РФ) с 2 месяцев до 2 лет.

Изменения затронут часть 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях, регулирующую сроки привлечения к ответственности, в том числе и за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

Инициатива обусловлена проблемами в правоприменительной практике. Как указано в пояснительной записке, текущий двухмесячный срок не позволяет органам Росстата своевременно рассматривать дела из-за задержек в получении материалов от других ведомств, таких как Росприроднадзор. Срок в 60 дней недостаточен для проверки годовых форм статистического наблюдения (например, 2-ТП), которые подаются раз в год и требуют длительного анализа.

Увеличение срока давности до 2 лет, по мнению авторов, позволит Росстату и его территориальным органам полноценно проводить проверки, запрашивать дополнительные документы и формировать доказательную базу, что повысит эффективность борьбы с нарушениями.

Рекомендации

Компаниям, предоставляющим статистическую отчетность, включая отчеты по форме 2-ТП (воздух, отходы, сведения об использовании воды), следует усилить контроль за сроками и качеством подачи данных. Увеличение сроков давности приведет к увеличению рисков привлечения к административной ответственности для хозяйствующих субъектов.

Необходимо проверить внутренние регламенты и обеспечить сохранность документов, связанных с отчетностью, на период минимум до 2 лет. Убедитесь, что данные в отчетности совпадают с иной экологической документацией (лицензии, ПНООЛР). 

Законопроект находится на рассмотрении, поэтому важно отслеживать его дальнейшую судьбу и готовиться к корректировке процессов работы с данными.


Законопроект № 884922-8


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

21.03.2025

Как подать отчетность по РОП по новым правилам в 2025 г. Расширенная ответственность производителя

В данном видеоролике, Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о порядке подачи отчетности по расширенной ответственности п...

Смотреть

11.04.2025

Право пользования участком недр не создает автоматического возникновения права на земельный участок

3 апреля Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС24-21544 по делу № А40-164047/2023, в котором рассмотрел спор о взыскании...

09.04.2025

Плата за воодоотведение должна быть обоснованной

Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление от 24 марта № 13-П/2025, которым признал абз. 2 п. 34, п. 45 Правил осуществления...

31.03.2025

Обращение с отходами недропользования: правовое регулирование и правоприменительная практика

Выступление Юлии Юрченко, руководителя экологической группы (г. Красноярск), на форуме TECH MINING Сибирь 2025.

26.03.2025

Экология: MustRead от 26 марта 2025 г.

Главные новости: В Госдуму внесен законопроект о временных дорогах в водоохранных зонах Определен список компаний,...