Экология: MustRead от 16 сентября 2024 г.
Изменения законодательства. Обращение с отходами
Для владельцев лицензий на обращение с отходами плановые проверки заменены на подтверждение соответствия
С 1 сентября 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 170-ФЗ, который вносит изменения в ст. 19.3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Изменения предусматривают, что на обладателей лицензий на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности теперь распространяются правила о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям.
Одновременно начала действовать поправка, внесенная в п. 29 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1096.
и предусматривающая, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении таких лицензиатов (но только в части соблюдения лицензионных требований).
По новым правилам все лицензиаты обязаны раз в три года проходить процедуру подтверждения соответствия, в ходе которой Росприроднадзор будет проверять, соблюдаются ли компанией требования, установленные для выдачи лицензии.
Для этого лицензиату требуется подать соответствующее заявление не ранее чем за 1 год до наступления срока подтверждения соответствия. Отзыв такого заявления не допускается.
О начале процедуры Росприроднадзор уведомит лицензиата. По общему правилу, такое уведомление должно быть направлено за три рабочих дня до начала процедуры. Однако положением о лицензировании конкретного вида может быть предусмотрен сокращенный срок, который не может быть менее одного рабочего дня.
На проведение процедуры отводится 20 рабочих дней, в ходе которых орган может как провести оценку по документам, так и совершить выезд на место (или места) деятельности лицензиата. По результатам процедуры Росприроднадзор может:
-
подтвердить соответствие лицензионным требованиям;
-
направить перечень нарушений с указанием срока их устранения.
Об устранении выявленных нарушений потребуется уведомить Росприроднадзор. Если ведомство выявило грубые нарушения, то оно обязано оценить их устранение в течение 10 рабочих дней после получения уведомления. Если же нарушения не относятся к грубым, то оценить их устранение можно при прохождении следующей процедуры подтверждения соответствия.
Соответствующие процедуры планируется начать проводить с 1 марта 2025 г. С указанной даты на Едином портале государственных и муниципальных услуг будет открыта возможность для подачи соответствующих заявлений в территориальные органы Росприроднадзора.
Компании, которые получили лицензии до 1 сентября 2024 г., должны будут пройти процедуру первичного подтверждения соответствия не ранее 1 марта 2025 года по истечении 3 лет с даты
-
предоставления лицензии; или
-
проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований.
Трехлетний срок отсчитывается с того события, которое произошло позднее.
Рекомендации
Изменение формы контроля за участниками рынка по обращению с отходами мотивировано массовыми нарушениями в этой сфере. Компании с лицензиями зачастую не имеют объектов недвижимости, оборудования и сотрудников, о которых сообщали для получения лицензии.
Вводя периодический контроль соответствия для всех лицензиатов, Росприроднадзор намерен в течение трех лет провести «инвентаризацию» выданных лицензий и прекратить действие ряда лицензий в случае выявления нарушений.
Изменения законодательства. Обращение с отходами
Использование вторсырья станет обязательным с 1 января 2025 г.
Правительство утвердило перечень товаров, которые должны производиться с обязательным использованием вторсырья.
С 1 января 2025 г. использование вторичного сырья станет обязательным, в частности, при производстве:
-
цемента;
-
почвогрунтов;
-
кирпичей;
-
покрытий из резиновой крошки;
-
отдельных видов технических изделий из резины;
-
гранул и брикетов из дерева;
-
древесно-стружечных плит.
Для каждой позиции указана минимальная доля вторсырья.
Также утвержден перечень работ и услуг, выполняемых/оказываемых с обязательным использованием вторсырья. Включены ликвидация и консервация горных выработок, дорожное строительство и реконструкция автодорог (доля 5%), химическая мелиорация и рекультивация земель (доля 10%).
Распоряжение вступает в силу с 1 января 2025 г. Оно предусматривает, что Минпромторг будет ежегодно представлять свои предложения по актуализации содержащихся в нем перечней.
Рекомендации
Напомним, что вторичное сырье – это продукция, полученная из отходов производства и потребления, пригодных для повторного использования (вторичных ресурсов). Ко вторичному сырью относится, например, лом черных металлов, макулатура и т.д.
Правительство намерено повысить уровень вовлечения вторичного сырья в производство, создав тем самым рынок его сбыта. Рост спроса на вторичное сырье должен, в свою очередь, сделать более выгодной сортировку отходов, получение из них вторичного сырья и его реализацию производителям товаров, содержащихся в перечне.
Ранее предполагалось, что стимулы для использования вторсырья создаст институт расширенной ответственности производителей, а также государственная поддержка компаний, использующих вторсырье, через Фонд развития промышленности.
Не исключено, что этих стимулов оказалось недостаточно, в связи с чем потребовалось принять указанное распоряжение. В настоящий момент нет ясности в вопросе о том, какие последствия будут наступать в случае отказа компании использовать вторсырье при производстве продукции, включенной в перечень.
Распоряжение Правительства России от 28 августа 2024 г. № 2330-р
Изменения законодательства. Обращение с отходами
Изменен срок представления отчета о мониторинге для объектов размещения отходов (ОРО)
Напомним, что собственники и владельцы ОРО обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории ОРО.
Порядок проведения такого мониторинга утвержден Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1030. С 1 сентября 2024 г. вступило в силу изменение в указанный документ.
Так, в соответствии с ним отчеты о результатах мониторинга необходимо направлять в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО ежегодно до 15 июня года, следующего за отчетным (ранее необходимо было делать это до 15 января).
Рекомендации
Изменение увеличивает срок для подготовки соответствующего отчета. Рекомендуем владельцам ОРО ознакомиться с документом и учитывать его в своей деятельности.
Изменения законодательства. Обращение с отходами
Минприроды разъяснило, кто может заключить договор на обращение с отходами
В письме от 31 июля 2024 г. № 25-47/30577 Минприроды проанализировало вопрос о том, кто обязан заключить договор на вывоз отходов, если объект недвижимости передан в аренду.
Минприроды напомнило, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
При этом собственник обязан нести бремя содержания имущества в соответствии со ст. 210 ГК РФ, что предполагает в том числе выполнение требований закона в части обращения с отходами.
Эти требования предусматривают следующее:
-
собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ними с региональным оператором по обращению с ТКО;
-
компании, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, обязаны передавать их федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (если у них отсутствует инфраструктура для обращения с такими отходами).
Таким образом, обязанность по заключению договоров на обращение с отходами, по общему правилу, возложена на собственника недвижимости. Однако иное может быть предусмотрено договором аренды.
Рекомендации
При заключении договоров аренды недвижимого имущества рекомендуется предусматривать, кто обязан заключать договоры на обращение с отходами, которые образуются на арендуемом объекте.
Так, например, можно предусмотреть в договоре аренды, что образующиеся на территории арендодателя отходы арендатора являются собственностью арендодателя, а при наличии у арендодателя заключенного договора с региональным оператором и (или) федеральным оператором, обязанность заключения соответствующих договоров у арендатора не возникает.
Письмо Минприроды России от 31 июля 2024 г. № 25-47/30577 «О рассмотрении обращения»
Изменения законодательства. Разливы нефти
Изменены требования к плану ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Соответствующие изменения внесены постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2023 г. № 2122, которое вступило в силу с 1 сентября 2024 г.
Изменения вносятся в Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (Правила)Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2451.
и детально описывают порядок направления в Росприроднадзор плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (План).
Так, установлено, что не требуется направлять План в Росприроднадор, если он является частью проектной документации (предусмотренной законодательством о недрах или градостроительным законодательством), на которую получено заключение государственной экологической экспертизы.
В остальных случаях План необходимо направить любым доступным способом, в том числе через портал Госуслуги. Получив План, Росприроднадзор обязан направить заявителю уведомление о приеме Плана к рассмотрению или об отказе в его приеме. Отказать в приеме Плана можно, если он направлен компанией, которая не является эксплуатирующей организацией.
План считается согласованным, если Росприроднадзор в течение 16 рабочих дней не направил уведомление о его согласовании, либо замечания к Плану. При направлении на согласование изменений в План этот срок составляет 8 рабочих дней, а при повторном направлении на согласование изменений в План – 5 рабочих дней.
Сведения о согласовании Плана вносятся в реестр согласованных Планов в течение одного рабочего дня с такого согласования. Ведение такого реестра осуществляется Росприроднадзором.
Если Росприроднадзор откажется согласовывать план в связи с замечаниями, то для согласования плана потребуется устранить эти замечания.
Также изменения внесены в критерии определения объектов, для которых необходимо разрабатывать План. Ранее Планы необходимо было разрабатывать для всех объектов на сухопутной территории России, если максимальный расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов составляет 3 тонны и более.
В соответствии с изменениями не требуется разрабатывать План для следующих объектов:
-
стационарных АЗС, оборудованных надземными резервуарами общей вместимостью не более 100 тонн нефтепродуктов и/или подземными резервуарами;
-
специальных транспортных средств для перевозки нефти и нефтепродуктов и заправки нефтепродуктами.
Кроме того, установлено, что эксплуатирующая организация может разработать один План для нескольких объектов, объединенных единым назначением и/или неразрывно связанных физически и/или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков, месторождения углеводородного сырья или участка недр, предоставленного в пользование на основании лицензии на пользование недрами, за исключением объектов, указанных в подпунктах «е» – «и» пункта 7 Правил.
В отношении объектов, указанных в подпункте «е» пункта 7 Правил,Внутрипромысловые и межпромысловые трубопроводы
эксплуатирующая организация может разработать один План на систему внутрипромысловых, межпромысловых трубопроводов месторождения углеводородного сырья или участка недр, предоставленного в пользование на основании лицензии на пользование недрами.
В отношении объектов, указанных в подпунктах «ж» – «и» пункта 7 ПравилМагистральные трубопроводы.
, эксплуатирующая организация может разработать План для участков магистральных трубопроводов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, с учетом климатических, географических, гидрометеорологических особенностей мест расположения объектов, а также места дислокации привлекаемого аварийно-спасательного формирования, в зону ответственности которого должен входить обслуживаемый объект.
Рекомендации
Рекомендуем владельцам объектов, на которых осуществляется обращение с нефтью и нефтепродуктами, ознакомиться с изменениями.
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2023 г. № 2122 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2451»