Загрузка...
16.01.2023
7 мин. на чтение

Экология: MustRead за 1 - 16 января 2023 г.

Быстрое меню:
обзор по экологии.jpg

Изменения законодательства. Административная ответственность

С 11 января 2023 г. в РФ разрешено использовать автоматические камеры для наказания нарушителей, выбрасывающих отходы из автотранспорта

Вступившие в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях являются частью объемного пакета поправок, принятого еще в июле 2022 г. (Федеральный закон от 14 июля 2022 № 287-ФЗ).

Речь идет о ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» (она была дополнена частями 3.1 – 3.4 в июле 2022 г.).

В частности, если отходы сгружают в неположенном месте с грузовика, прицепа к нему или трактора, санкция за первое подобное правонарушение достигает 50 тыс. руб. для граждан, 80 тыс. руб.— для должностных лиц и 120 тыс.— для компаний. При повторном нарушении суммы штрафов увеличатся, а помимо штрафа у должностных лиц и компаний могут также конфисковать транспорт, с которого сгружался мусор.

За выброс любых отходов (включая твердые бытовые отходы) с прочих автотранспортных средств суммы штрафов менее значительны: он составит до 15 тыс. руб. для граждан, до 30 тыс. руб. для должностных лиц и до 50 тыс. руб. для компаний. Повторное нарушение также грозит более высокими штрафами и конфискацией транспорта для должностных лиц и компаний.

11 января 2023 г. в силу вступила норма, которая позволяет фиксировать указанные нарушения с помощью автоматических камер. Постановления о назначении административного наказания за данное нарушение вправе выносить полицейские и сотрудники Государственного лесного надзора.

Поправки были разработаны по инициативе депутатов Мосгордумы и Мособлдумы, которые сетовали на то, что на нелегальном вывозе контейнера с мусором в поле или в лес можно заработать 10 тыс. руб. при штрафе всего в 1–2 тыс. руб. Парламентарии также отмечали, что основная часть указанных правонарушений совершается водителями самосвалов и мусоровозов.

При этом буквальное прочтение описанных норм позволяет прийти к выводу, что выбрасывание любого количества мусора (например, одного окурка) из автомобиля будет влечь описанную административную ответственность.

Если камера распознает государственный номер машины нарушителя, последний получит постановление о назначении административного наказания по почте. Механизм идентичен тому, который использует ГИБДД для борьбы с нарушителями правил дорожного движения. При этом владелец транспортного средства, получивший штраф с камеры, должен будет доказать свою невиновность, если не совершал нарушения.

Представляется маловероятным, что практический эффект от этого нововведения будет достигнут в ближайшее время, поскольку места несанкционированного выброса мусора чаще всего не оборудованы видеокамерами.

Тем не менее, компаниям рекомендуется принимать во внимание новое регулирование при планировании и осуществлении своей деятельности.

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»


Изменения законодательства. Аренда лесных участков

Опубликован закон, ужесточающий правила аренды лесных участков[1]

Мы сообщали о рассмотрении Госдумой проекта указанного закона в предыдущих выпусках Экология: Mustread. Указанный закон ужесточает правила аренды лесных участков и призван стимулировать разумное и бережное использование лесных ресурсов.

В соответствии с новыми правилами:

  • лесные участки для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области развития лесного комплекса предоставляются в аренду федеральным органом власти, а не властями регионов;

  • участвовать в аукционе на предоставление лесного участка для заготовки древесины смогут только компании, имеющие свои лесозаготовительные мощности;

  • лесные участки, предоставленные для заготовки древесины, запрещено передавать в субаренду;

  • продлить договор аренды лесного участка на новый срок смогут лишь добросовестные арендаторы, которые, в частности, полностью выполнили мероприятия по сохранению лесов и не допускали просрочек по внесению арендной платы за три периода подряд;

  • невыполнение мероприятий по сохранению лесов, включая их охрану от пожаров, послужит основанием для расторжения договора аренды лесных участков в судебном порядке.

Закон вступил в силу в дату его официального опубликования – 29 декабря 2022 г., за исключением некоторых положений. Так, правила о предоставлении лесных участков для заготовки древесины только лицам с собственными лесозаготовительными мощностями (а также некоторые другие нормы закона) начнут действовать с 1 сентября 2023 г.

Разработка поправок началась в 2020 г. после совещания по развитию и декриминализации лесного комплекса, которое провел глава государства.

На этом совещании, в частности, обсуждалось, что лесные участки для заготовки древесины зачастую получают компании, не имеющие собственных производств, которые вывозят необработанную древесину за рубеж или передают лесные участки в субаренду тем, кто нуждается в древесине. Также широко обсуждалась необходимость стимулировать арендаторов лесных участков бережнее относиться к лесным ресурсам, заботиться об их восстановлении и охранять от пожаров. Принятие вышеуказанного закона призвано улучшить описанную ситуацию.

Компаниям, ведущим деятельность по освоению лесов, а также по заготовке древесины, рекомендуется ознакомиться с принятым законом и учитывать его положения (о продлении договора на новый срок, расторжении арендодателем в судебном порядке и запрете на сдачу участков для заготовки древесины в субаренду) в рамках деятельности по лесопользованию.

Федеральный закон от 29.12.2022 № 600-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»


Планируемые изменения законодательства. Административная ответственность

Госдума в первом чтении рассматривает законопроект об ответственности за непредставление отчета о выбросах парниковых газов

Напомним, что, начиная с 1 января 2023 года регулируемые организации, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год, обязаны предоставлять отчеты о выбросах парниковых газов. Отчет представляется регулируемой организацией ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным.

С 2025 года под действие указанного регулирования попадут также предприятия с выбросами более 50 тысяч тонн эквивалента СО2 в год.

До настоящего времени закон не предусматривал какой-либо ответственности за нарушение указанной обязанности. В связи с этим Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, устанавливающий административную ответственность за непредставление / нарушение порядка представления отчета о выбросах парниковых газов, а именно:

  • для компаний – предупреждение или штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей;

  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - предупреждение или штраф в размере от 100 до 250 тыс. рублей;

  • для должностных лиц – предупреждение или штраф в размере от 35 до 50 тыс. рублей.

В соответствии с законопроектом указанная ответственность начнет применяться с 1 января 2024 г.

Законопроект включен в примерную программу Госдумы на весеннюю сессию (февраль 2023 г.).

Представляется, что вероятность принятия указанного законопроекта является достаточно высокой, поскольку он внесен Правительством РФ. Кроме того, нарушение правил о представлении прочих видов обязательной экологической отчетности, как правило, влечет административную ответственность, и отчет о выбросах парниковых газов вероятнее всего не станет исключением.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что предлагаемые административные штрафы не будут являться значительной финансовой нагрузкой для регулируемых организаций, но в то же время будут стимулировать их к соблюдению требований законодательства.

Регулируемым организациям, чьи выбросы парниковых газов превышают 50 тысяч тонн в год, рекомендуется наблюдать за судьбой законопроекта и принимать во внимание высокую вероятность его принятия при планировании своей деятельности.

Законопроект № 265466-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении ответственности за непредставление отчета о выбросах парниковых газов)»


Планируемые изменения законодательства. Выбросы в атмосферный воздух

Планируется актуализировать перечень загрязняющих атмосферный воздух веществ

Сообщается, что заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин дал соответствующее поручение о внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р (Распоряжение).[2]

В настоящее время Распоряжение содержит перечень, в который входят 252 вещества и химических соединения, причем предприниматели настаивают, что часть из них затруднительно уловить или измерить их концентрацию при помощи существующих измерительных приборов.

В связи с этим Минприроды поручено до 31 марта 2023 г. актуализировать имеющийся перечень совместно с заинтересованными органами и предпринимательским сообществом.

От перечня веществ и химических соединений, содержащихся в Распоряжении, зависит содержание экологической документации предприятия в части нормирования воздействия на окружающую среду, внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, производственного экологического контроля, инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т.д.

Чем больше веществ включено в Распоряжение, тем больше трудозатрат требует подготовка и ведение соответствующей документации.

В настоящее время затруднительно прогнозировать результат исполнения поручения о внесении изменений в Распоряжение. Если перечень содержащихся в нем веществ будет сокращен, это будет означать снижение административной нагрузки на бизнес. Если же перечень веществ будет расширен, то это повлечет обратный эффект, включая рост платежей за негативное воздействие на окружающею среду.

Мы будем наблюдать за внесением изменений в Распоряжение и информировать о ходе этого процесса.

Источник


[1] Федеральный закон от 29.12.2022 № 600-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации».
[2] Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.11.2024

Экспертиза в налоговых спорах на примере споров о переквалификации движимого имущества в недвижимое

В этом ролике Юлия Осипова, ведущий юрист «Пепеляев Групп», рассказывает о нюансах и нарушениях при проведении экспертиз в налоговых спорах на примере споров о переквалиф...

Смотреть

10.12.2024

Новости экологии: договор водопользования, ОВОС, строительные отходы, ПНООЛР, защита лесов и др.

Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о законопроект об обращении с...

10.12.2024

Петербургский бизнес стал реже нарушать экологическое законодательство

Отношение бизнеса к экологическим правонарушениям становится более серьезным из–за суровости санкций, считает руководитель...

10.12.2024

Экология: MustRead от 9 декабря 2024 г.

Главные новости:  Заключение договора водопользования для рекреационных целей Законопроект об обращении...

06.12.2024

Уточнены нюансы возмещения вреда при самовольном снятии плодородного слоя почвы для добычи песка

КС счел, что в таких делах суд обязан определить объем причиненного экологического вреда и способ возмещения вреда, позволяющий...