Экология: MustRead за 2–15 апреля 2024 г.
Изменения законодательства. Административная ответственность
Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о штрафах за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства
Больше года назад Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении в Кодекс об административных нарушениях (КоАП РФ) новой статьи 10.8.1, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства. Мы рассказывали об этом в выпуске Экология: Mustread от 20 февраля 2023 г.
Ко второму и третьему чтениям законопроект не претерпел существенных изменений. Напомним, что за нарушение требований к обращению побочных продуктов животноводства предусмотрены следующие санкции:
-
для должностных лиц — штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
-
для индивидуальных предпринимателей — штраф в размере от 50 000 до 70 000 или административное приостановления деятельности на срок до 90 суток;
-
для юридических лиц — штраф в размере от 250 000 до 450 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Окончательная версия законопроекта дополнена специальным составом административного правонарушения: нарушением требований к обращению побочных продуктов животноводства, которое повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемий или эпизоотии. В указанных случаях предусматриваются следующие санкции:
-
для должностных лиц — штраф в размере от 50 000 до 60 000 рублей;
-
для ИП — штраф в размере от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
-
для юридических лиц — штраф в размере от 500 000 до 600 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Рекомендации
Рекомендуем предприятиям животноводческой отрасли ознакомиться с законопроектом. Следует учитывать, что, если предприятие относит образуемые на производстве вещества не к отходам, а к побочным продуктам животноводства, ему необходимо выполнять требования Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 248-ФЗФедеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
В противном случае организация, может быть не только привлечена к административной ответственности (с учетом комментируемого законопроекта), но и столкнуться с переквалификацией побочных продуктов животноводства в отходы.
Также обращаем внимание на то, что законопроект предусматривает возможность применения к нарушителю наказания в виде административного приостановления деятельности, которое может повлечь для предприятия более существенные финансовые потери, чем предусмотренные новой нормой штрафы.
Планируемые изменения законодательства. Административная ответственность
В Госдуму внесли законопроект об увеличении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении
Действующие нормы КоАП РФ предусматривают, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Предложенные изменения в ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ должны увеличить этот срок, заменив его 10 днями. Таким образом, на порядок обжалования указанных постановлений будет распространяться правило о переносе последнего дня срока на обжалование, выпавшего на нерабочий день.
Напомним, что, согласно ч. 3.1. ст. 4.8 КоАП РФ, если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. В настоящее время указанное положение не распространяется на обжалование постановлений об административных правонарушениях, поскольку срок для такого обжалования исчисляется сутками, а не днями, что подтверждал Верховный Суд РФ.П. 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2023 г.)
Рекомендации
Несмотря на то что в пояснительной записке речь идёт об оспаривании штрафов за нарушение правил дорожного движения, изменение формулировки ч. 1 ст. 30.3 также увеличит срок обжалования постановлений об административных правонарушениях и в иных сферах, в том числе в экологической.
Планируемые изменения законодательства. Административная ответственность
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о введении штрафов (включая оборотные) за загрязнение воздуха на квотируемых объектах
Изменения дополнят КоАП РФ двумя новыми статьями, предусматривающими штрафы за загрязнение воздуха на квотируемых объектах.
Новая статья 8.21.2 КоАП РФ предусматривает оборотные штрафы за недостижение квот выбросов.
Оборотный штраф исчисляется исходя из совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Если в предшествующем году организация не осуществляла деятельности по реализации товаров (работ, услуг), то совокупный размер выручки исчисляется за часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение.
Превышение квоты на 10% влечет:
-
штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей для ИП;
-
оборотный штраф в размере от 0,001% до 0,002% для юридических лиц, но не менее 1 000 000 рублей.
Превышение квоты в размере от 10% до 25% влечет:
-
штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей для ИП;
-
оборотный штраф в размере от 0,002% до 0,005% для юридических лиц, но не менее 2 000 000 рублей.
Превышение квоты в размере от 25% до 50% влечет:
-
штраф в размере от 200 000 до 300 000 рублей для ИП;
-
оборотный штраф в размере от 0,005% до 0,01% для юридических лиц, но не менее 3 000 000 рублей.
Превышение квоты в размере от 50% до 75% влечет:
-
штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей для ИП;
-
оборотный штраф в размере от 0,02% до 0,03% для юридических лиц, но не менее 4 000 000 рублей.
Превышение квоты в размере свыше 75% влечет:
-
штраф в размере от 500 000 до 800 000 рублей для ИП;
-
оборотный штраф в размере от 0,04% до 0,05% для юридических лиц, но не менее 5 000 000 рублей.
Порядок определения несоблюдения квот выбросов будет установлен Правительством РФ в отдельном акте.
Новая статья 8.21.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 100 000 рублей за неисполнение (ненадлежащее исполнение) следующих обязанностей:
-
подача сведений для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;
-
подача предложений по квотам выбросов;
-
разработка планов мероприятий по достижению квот выбросов;
-
направление извещения об утверждении плана мероприятий по достижению квот выбросов;
-
предоставление доступа на территорию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, для уточнения сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха влечет наложение штрафа в размере.
Совершение любого из вышеуказанных правонарушений повторно влечет наложение штрафа в размере:
-
от 50 000 до 70 000 рублей для должностных лиц;
-
от 100 000 до 200 000 рублей для юридических лиц.
Планируется, что закон вступит в силу 1 сентября 2024 г.
Рекомендации
Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу начался в 2019 г. Изначально в нем участвовали 12 городов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. С 1 сентября 2023 года еще 29 российских городов присоединились к эксперименту. Большинство из них находится в Сибири и на Дальнем Востоке,
В 2023 г. вице-премьер В. Абрамченко неоднократно упоминала о планах Правительства РФ ввести оборотные штрафы за загрязнение воздуха на квотируемых объектах. Об этом мы информировали, например, в выпуске Экология: Mustread от 25 декабря 2023 г.
Из информации, которая была известна ранее, подтвердилось, что минимальная сумма штрафов для юридических лиц составит 1 миллион рублей.
Обращаем внимание на то обстоятельство, что штрафы, вводимые за превышение квот выбросов, не имеют верхней планки, и их размер, по сути, не ограничен.
Мы продолжим следить за движением законопроекта.
Планируемые изменения законодательства. Недропользование
В первом чтении принят законопроект о предоставлении без торгов участков недр для строительства и ремонта магистральных газо- и нефтепроводов
Согласно изменениям, субъекты естественных монополий в сфере транспортировки газа и нефти по магистральным трубопроводам смогут получать без аукциона право пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ), в целях ремонта и строительства трубопроводов.
Законопроект коснется лишь отдельных магистральных трубопроводов. Перечень приоритетных инфраструктурных проектов, которые попадут под действие указанных послаблений, будет определен Правительством РФ в специальном документе.
Срок предоставления такого участка недр местного значения не будет превышать срок выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту магистральных нефтепроводов, газопроводов и их неотъемлемых частей.
Законопроект предусматривает, что добытые в указанном случае ОПИ могут быть использованы в объеме и для целей, необходимых для выполнения проводимых ремонтно-строительных работ.
Рекомендации
Законопроект разработан во исполнение поручения Президента РФ от 21 мая 2022 г. № Пр-866 и поручения Президента РФ от 31 мая 2020 г. № Пр-907.
Изменения направлены на ускорение реализации проектов по поставке энергоресурсов на Юг и Восток, модернизацию существующей инфраструктуры, связанную, в том числе, с развитием газоснабжения и газификацией отдельных регионов.
Мы продолжим следить за движением законопроекта и информировать о ключевых изменениях.
Законопроект № 465432-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»