Экология: MustRead за 1–14 августа 2023 г.
Изменения законодательства. Объекты накопленного вреда
Опубликован закон о совершенствовании системы ликвидации накопленного вреда
4 августа 2023 г. опубликован Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ разграничивает полномочия властей разных уровней по выявлению и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Объекты накопленного вреда – это территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты капитального строительства и объекты размещения отходов. К ним относятся, например, заброшенные промышленные предприятия, на которых годами копились опасные отходы, а также затопленные суда. Самыми известными такими объектами стали Байкальский ЦБК и площадка бывшего химического производства «Усольехимпром» в городе Усолье-Сибирском Иркутской области
В соответствии с принятым законом обязанность выявлять объекты накопленного вреда и организовывать их ликвидацию возложена на органы муниципального самоуправления (в отношении земельных участков в собственности муниципальных образований), и на власти субъектов РФ – применительно к другим территориям. Вместе с тем, полномочия по исследованию, оценке и ликвидации объектов НВОС, выполнение которых требует привлечения федеральных ресурсов, например, проведения специальных исследований, относятся к федеральному уровню.
Выявленные объекты накопленного вреда должны будут включаться в специальный реестр, а затем ликвидироваться. Организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, разработку проекта ликвидации указанного вреда и его утверждение, а также проведение ликвидации накопленного вреда окружающей среде в соответствии с таким проектом. Финансироваться такая ликвидация будет за счет средств региональных и местных бюджетов.
Росприроднадзор будет проводить проверку сметной стоимости работ по ликвидации накопленного вреда и участвовать в приемке результата таких работ. Проверка будет осуществляться одновременно с проведением государственной экологической экспертизы.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 г., за исключением полномочий Росприроднадзора по проверке сметной стоимости работ по ликвидации объектов накопленного вреда – эти положения вступят в силу с 1 января 2024 г.
Рекомендации
По данным Минприроды, масштаб проблемы велик: на территории страны выявлено 1929 объектов накопленного вреда, но точное их число «пока неизвестно».[1] При этом действующее законодательство предусматривает только право региональных и местных властей выявлять и ликвидировать такие объекты, но не соответствующую обязанность.
Ранее подобные объекты ликвидировались в основном в рамках федерального проекта «Чистая страна», который завершается в 2024 г. Его должен заменить другой федеральный проект – «Генеральная уборка». Сообщается, что в 2022–2024 годах в федеральном бюджете на мероприятия «Генеральной уборки» предусмотрено 20 млрд рублей.[2] Очевидно, этих средств недостаточно, чтобы профинансировать необходимые мероприятия, поэтому соответствующие расходы должны разделить региональные и муниципальные бюджеты. В связи с этим Государственный совет республики Коми выразил в своем отзыве на законопроект опасения, связанные с отсутствием у данного субъекта РФ необходимых финансовых ресурсов.
Не исключено, что новое распределение полномочий заставит региональные и местные власти активнее преследовать компании за нарушения природоохранного законодательства и сотрудничать с Росприроднадзором. Это может помочь пополнению местных бюджетов, ведь суммы компенсации по искам о взыскании вреда окружающей среде, по общему правилу, подлежат зачислению в местные бюджеты.
Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Планируемые изменения законодательства. Вред окружающей среде
В Госдуму внесен законопроект об обязательном компенсационном озеленении
В соответствии с законопроектом предлагается внести понятие «компенсационное озеленение» в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Под компенсационным озеленением понимается возмещение в натуральной форме вреда, причиненного уничтожением или повреждением зеленых насаждений, путем восстановления зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных.
Согласно законопроекту, компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений, расположенных на территории городских населенных пунктов. В случае уничтожения насаждений такое озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены. Также компенсационное озеленение допускается на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади, указано в документе.
В случаях если невозможно установить лицо, причинившее вред, или естественной гибели зеленых насаждений финансирование компенсационного озеленения производится за счет средств бюджета субъектов РФ
Рекомендации
Следует позитивно оценить расширение возможности возместить вред окружающей среде в натуральной форме. На практике, взыскатели вреда предпочитают требовать денежную компенсацию, получив которую, они зачастую не проводят мероприятия по ликвидации вреда вовсе. Законопроект внесен депутатами от фракции «Новые люди», в связи с чем перспективы его принятия представляются неопределенными. Мы будем следить за прохождением законопроекта в парламенте и проинформируем о его дальнейшей судьбе.
Законопроект № 416177-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
Планируемые изменения законодательства. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
В Госдуму внесён законопроект об оптимизации ГЭЭ
3 августа 2023 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который:
- уточняет перечень объектов ГЭЭ;
- уточняет предмет оценки ГЭЭ;
- изменяет перечень органов, уполномоченных на организацию и проведение общественных обсуждений;
- сокращает срок проведения ГЭЭ, в том числе в отношении документации, обосновывающей осуществление аквакультуры;
- устанавливает перечень материалов, представляемых на ГЭЭ, а также требования к составу и содержанию заключения ГЭЭ.
Так, в частности, предлагается изложить в новой редакции пдп. 5 п. 1 ст.11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», уточнив понятия новых «техники», «технологии», «вещества», техническая документация на которые относится к объектам ГЭЭ федерального уровня.
Кроме того, устанавливается перечень случаев, когда проведение ГЭЭ не требуется, например:
- при внесении изменений в проектную документацию объекта капитального строительства (ранее получившую заключение ГЭЭ), если вносимые изменения не повлекут изменения воздействия на окружающую среду;
- при применении технологии, ранее уже получившей положительное заключение ГЭЭ, которое включено в реестр выданных заключений ГЭЭ.
У заказчика ГЭЭ появится право предоставлять документацию на ГЭЭ до завершения общественных обсуждений при условии предоставления соответствующих материалов в срок не позднее чем за 20 рабочих дней до дня окончания срока проведения ГЭЭ. Кроме того, можно будет внести изменения в документы, рассматриваемые экспертной комиссией ГЭЭ, в целях устранения замечаний экспертов. Это необходимо будет сделать в срок не позднее чем за пять рабочих дней до дня завершения экспертизы.
В соответствии с законопроектом срок проведения ГЭЭ, по общему правилу, составит 42 рабочих дня, а срок проведения ГЭЭ в отношении документации, обосновывающей осуществление аквакультуры, составит 20 рабочих дней.
Проект предусматривает, что его основные положения вступят в силу 1 сентября 2024 года, остальные — с 1 сентября 2025 года.
Рекомендации
Прохождение ГЭЭ является непростой задачей для компании. Зачастую компании вынуждены многократно обращаться за проведением ГЭЭ в отношении одного и того же, получая каждый раз отрицательные заключения из-за недостатков документации. Авторы законопроекта, очевидно, намерены оптимизировать взаимодействие бизнеса с государством по вопросам проведения ГЭЭ.
Внесенный законопроект содержит значительный объем нового регулирования, а его содержание может претерпеть изменения в ходе прохождения в Госдуме. Мы будем информировать вас о важнейших изменениях в правилах проведения ГЭЭ.
Законопроект № 416487-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и иные законодательные акты Российской Федерации»
Изменения законодательства. Экономика замкнутого цикла
Правительство поддержит компании, использующие вторичное сырье
Правительство продолжает создавать условия для развития технологий производства с использованием вторичного сырья. С 1 марта 2024 г. компании, использующие вторсырье для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг смогут получать господдержку. Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 г. №2094-р.
Распоряжение содержит перечень товаров (продукции), работ и услуг, в который включены в том числе: цемент и бетон, строительные смеси, биотопливо, изделия из стекловолокна и пластмассовые изделия, картон и бумага, минеральная вата, покрытия из резиновой крошки, резиновая плитка, мастики и герметики, кровельные и гидроизоляционные материалы. Для каждого вида продукции указана минимальная доля вторсырья, которую нужно использовать при производстве.
Поддержка производителей будет оказываться в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» и программы льготных займов Фонда развития промышленности.[3] При этом утвержденное распоряжение не содержит перечня конкретных мер поддержки. Вероятно, такие меры будут определены позднее.
Решение направлено на увеличение доли использования вторичного сырья при производстве товаров. Оно должно способствовать росту спроса на такое сырье и уменьшению объёмов отходов, направляемых на полигоны.
Распоряжение вступает в силу с 1 марта 2024 г.
Рекомендации
Компаниям, использующим вторичное сырье, рекомендуется ознакомиться с правительственным распоряжением и проанализировать, имеют ли они возможность обратиться за мерами государственной поддержки, которые начнут действовать после 1 марта 2024 г.
Распоряжение Правительства РФ от 2 августа 2023 г. № 2094-р
Разъяснения государственных органов. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
Минприроды разъяснило, как вносить плату за НВОС владельцам объектов I категории
31 мая 2023 г. Правительство РФ утвердило новые правила исчисления и взимания платы за НВОС (утв. постановлением Правительства РФ от 31 мая 2023 г. № 881), которые будут применяться с 1 сентября 2023 г. (Правила).
Новые Правила содержат формулы для расчета платы за НВОС для объектов I категории только для следующих случаев:
- в пределах нормативов допустимых выбросов или сбросов загрязняющих веществ, технологических нормативов (п.27 Правил); соответствующая формула применима для загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов или сбросов - для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также для технологически нормируемых загрязняющих веществ;
- в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающих нормативы допустимых выбросов или сбросов, технологические нормативы (п. 31 Правил);
- при превышении установленных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов и временно разрешенных сбросов (включая аварийные) (п. 33 Правил).
При этом возникала неясность, как именно следует рассчитывать плату за НВОС в отношении прочих веществ, которые присутствуют в выбросах или сбросах объекта НВОС I категории, включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р). В отношении таких веществ комплексным экологическим разрешением не устанавливаются технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов или нормативы допустимых сбросов.
Минприроды разъяснило, что в этом случае целесообразно использовать формулу, указанную в пункте 27 Правил, учитывая, что Мнд = Мср (платежная база принимается равной фактическому объему или массе выбросов, сбросов таких загрязняющих веществ).
При этом если фактическая масса или объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отраженная в заявке о постановке объекта НВОС на учет, превышает расчетное значение, то сведения об объекте НВОС подлежат актуализации.
Рекомендации
Рекомендуем владельцам объектов I категории НВОС учитывать данное разъяснение при расчете и уплате платежей за НВОС.
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 июля 2023 г. № 19-47/27008 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»
Изменения законодательства. Расширенная ответственность производителей (РОП)
Впервые заключена сделка по предоставлению услуги по выполнению нормативов утилизации (в рамках РОП) через электронную платформу
Сообщается, что утилизаторы предоставляют услуги по выполнению норматива утилизации через цифровую платформу Российского экологического оператора (РЭО).
Цифровая платформа представляет собой торговую онлайн-площадку, которая работает уже почти год. На ней можно заключать сделки по выполнению нормативов с верифицированными утилизаторами, покупать и продавать вторичные материальные ресурсы или рассчитать экологический сбор.
Одними из первых, кто совершил сделку по выполнению нормативов утилизации, стали компания «БАНКО» и утилизаторы «Сканди Пакк» и АО Каменская БКФ. Сделка по выполнению норматива утилизации 337 т канцелярских бумажных принадлежностей обошлась «БАНКО» в 270 296 руб., 290 т упаковки из гофрированного картона – в 290 000 руб., сообщается на сайте РЭО.
Рекомендации
Представители РЭО приглашают регистрироваться на площадке для удобного выполнения обязанности по РОП. Рекомендуем субъектам РОП рассмотреть такую возможность.
[1] «Систему выявления бесхозных объектов, наносящих вред экологии, хотят усовершенствовать»