Загрузка...
13.02.2025
8 мин. на чтение

Экология: MustRead от 13 февраля 2025 г.

обзор по экологии.jpg

Госдума приняла в первом чтении законопроект об увеличении штрафов за уклонение от проверок, в том числе природоохранных

10 января 2025 г. принят в первом чтении законопроект, внесенный в Госдуму группой депутатов и сенаторов, в соответствии с которым предлагается внести изменения в ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). 

Указанная норма предусматривает административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности лица, осуществляющего государственный контроль (надзор). 

Штрафы за указанное нарушение могут изменить следующим образом:

  • для юридических лиц размер штрафа составит от 250 000 руб. до 500 000 руб. (в настоящее время – от 20 000 руб. до 50 000 руб.);

  • для должностных лиц размер штрафа составит от 10 000 руб. до 20 000 руб. (в настоящее время – от 5 000 руб. до 10 000 руб.);

Штрафы за повторное нарушение также предлагается увеличить:

  • для юридических лиц размер штрафа составит от 500 000 руб. до 1 000 000 руб. (в настоящее время – от 50 000 руб. до 100 000 руб.);

  • для должностных лиц размер штрафа составит от 20 000 руб. до 50 000 руб. (в настоящее время – от 10 000 руб. до 200 000 руб.).

Рекомендации

Согласно пояснительной записке к законопроекту, установленные законодательством санкции не обеспечивали соблюдение требования о допуске должностных лиц на объекты с целью проведения проверок.
В некоторых случаях контролируемым лицам выгоднее воспрепятствовать проведению контрольных (надзорных) мероприятий, в рамках которых могут быть выявлены административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, чем допустить проведение таких мероприятий.
Увеличение штрафов является мерой, призванной минимизировать количество нарушений.
Бизнесу следует учитывать высокую вероятность кратного (в 10 и более раз) увеличения штрафов за препятствование проведению проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий.

Законопроект № 736449-8

Утверждены новые Правила взимания экологического сбора

1 января 2025 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2024 № 1990 «О порядке взимания экологического сбора». 

Постановление направлено на установление порядка взимания экологического сбора, регулирует исчисление, уплату, зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных сумм сбора.

Важные изменения:

  • установлен порядок расчета и уплаты экологического сбора;

  • порядок и условия взимания экологического сбора дифференцированы в зависимости от даты первичной реализации и ввоза товаров; членства в ЕАЭС; участия в эксперименте; самостоятельной утилизации;

  • определён порядок проведения совместной сверки расчётов с целью зачёта и возврата излишне уплаченных или взысканных сумм.

Рекомендации

Правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.

Введение новых правил происходит в рамках реформирования механизма расширенной ответственности производителя. Указанное постановление регламентирует порядок расчёта и сверки результатов.

Производителям следует обратить внимание на дифференциацию порядка и условий взимания экологического сбора и учитывать её в своей деятельности, а также ознакомиться с порядком проведения совместной сверки расчёта для того, чтобы избежать излишней уплаты.

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2024 г. № 1990 «О порядке взимания экологического сбора»

Запущен реестр производителей товаров с использованием вторичного сырья

31 декабря 2024 г. опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2024 г. № 1991, регламентирующее порядок подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья (Постановление № 1991). 

В этих целях компании, которые производят на территории России товары (продукцию) с использованием вторичного сырья, могут включиться в соответствующий реестр, который ведется в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП). 

Включение в реестр позволяет применить понижающий коэффициент к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведённой упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации.

Понижающий коэффициент применяется:

  • в отношении упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации с 1 января до 31 декабря 2024 г;

  • в отношении упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации с 1 января до 31 декабря 2025 г., в отношении 55% массы такой упаковки;

  • в отношении упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации с 1 января до 31 декабря 2026 г., в отношении 75% массы такой упаковки.

Рекомендации

Ранее в законодательстве не существовало регламентированной процедуры подтверждения производства товаров с использованием вторсырья, Постановление № 1991 устанавливает её впервые: необходимо корректно заполнить заявку, затем Торгово-промышленная палата РФ проводит выездную оценку наличия у заявителя технической и технологической возможности производства товаров с использованием вторичного сырья.

Заявку подаёт руководитель или уполномоченное лицо в электронной форме посредством ГИСП; при этом до 15 апреля 2025 г. есть возможность подать заявку посредством предоставления документов на бумажном носителе.

Решение о внесении в реестр или об отклонении заявки принимается по результатам выездной проверки.

Для того, чтобы не пропустить сроки направления заявок (после внесения в реестр факт производства указанной продукции должен быть подтвержден не позднее 15 марта следующего календарного года) и соблюсти форму её заполнения рекомендуется ознакомиться с Постановлением № 1991.

Утверждены правила применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров

1 января 2025 г. вступили в силу правила расчёта и применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров (ОИТ), массе произведённой упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2024 г. № 1901 (Правила).

 
Основные положения Правил предусматривают следующее:

  • установлена формула расчета понижающего коэффициента, который применяется к нормативу утилизации ОИТ и массе произведенной упаковки (далее - понижающий коэффициент);

  • расчет понижающего коэффициента производится на основе доли вторичного сырья, использованного в производстве;

  • формула коэффициента учитывает массу вторичного сырья и общую массу сырья, использованного в производстве.

Рекомендации

Применение понижающего коэффициента за использование вторсырья является одним из способов снижения бремени для компаний, на которые распространяется расширенная ответственность производителей и импортеров за утилизацию ОИТ и упаковки.
Перечни товаров, подлежащих утилизации, установлены в Постановлении Правительства № 2414Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2414 «Об утверждении перечней товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки».

Напоминаем, что для применения понижающих коэффициентов необходимо соблюдение процедуры, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2024 г. № 1991.

Производитель товара с использованием вторичного сырья, если такой товар(продукция) произведён на территории РФ, для применения понижающего коэффициента к нормативу от использования товаров, массе произведённой упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, подаёт заявку в ГИСП на включение в реестр.

Включение в реестр позволяет применить понижающий коэффициент. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2024 г. № 1901 конкретизирует процедуру расчета коэффициента в случае положительного решения о применении понижающего коэффициента по результатам выездной проверки и включения в реестр.

Рекомендуется ознакомиться с указанными актами субъектам РОП, производящим товары и упаковку с использованием вторичного сырья на территории РФ и планирующим применять понижающий коэффициент.

Роспотребнадзор утвердил «Методические рекомендации по подготовке проекта санитарно-защитной зоны» (МР)

МР 2.1.1.0358-24 «Методические рекомендации по подготовке проекта санитарно-защитной зоны» вступят в силу с 23 июня 2025 г. 

Подобные методические рекомендации вводятся впервые, цель их введения – упростить формирование санитарно-защитных зон (СЗЗ) и создать условия для применения единых подходов при их формировании. 

Данные методические рекомендации предназначены как для публичных образований, так и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию проектов и производств, требующих организации СЗЗ, а также осуществляющими санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектов СЗЗ.

В МР содержатся:

  • рекомендации относительно мероприятий, составляющих проектирование санитарно-защитной зоны;

  • рекомендуемый состав проекта СЗЗ.

СЗЗ устанавливаются в размерах, обеспечивающих соблюдение на границе СЗЗ:

  • предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочных безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

  • предельно допустимых уровней биологического воздействия (ПДК микроорганизмов-продуцентов, компонентов бактериальных препаратов, бактериальных препаратов в атмосферном воздухе) на атмосферный воздух;

  • предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух;

  • величины приемлемого риска для здоровья населения (в случаях, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

Размер СЗЗ определяется как расстояние (в метрах) от контура объекта до ее внешней границы в заданном направлении. Размеры и границы СЗЗ рекомендуется определять по результату проведения:

  • расчётов рассеивания выбросов загрязняющих веществ, в т. ч. биологических агентов (микроорганизмов и микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов), в атмосферном воздухе; 

  • расчётов физического воздействия (например, шум) на атмосферный воздух;

  • оценки риска здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих среду обитания (далее — оценка риска здоровью населения); 

  • исследований (измерений) уровней химического и (или) физического (шум, ЭМИ) и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух.

Рекомендации

Требования к СЗЗ содержатся в Статье 12 Федерального Закона от 30 марта1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Методические рекомендации введены с целью унификации подходов при формировании ССЗ в связи с отсутствием единообразия.

Рекомендуем застройщикам и владельцам объектов, требующих установления СЗЗ, ознакомиться с методическими рекомендациями и руководствоваться ими при организации ССЗ на объектах и производствах, проектирование, строительство и эксплуатация которых требует организацию ССЗ.

Напомним, что следование методическим рекомендациям поможет избежать нарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях

«МР 2.1.1.0358-24. 2.1.1. Планировка и застройка населенных мест. Методические рекомендации по подготовке проекта санитарно-защитной зоны. Методические рекомендации»

Минприроды разъяснило, как проводить государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) при строительстве объекта по обращению с отходами

Минприроды напомнило, что с 1 сентября 2025 г. вступят в силу изменения, согласно которым к объектам ГЭЭ относятся проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду. 

Правительство РФ должно утвердить критерии таких технологий и области их применения. Минприроды России подготовило соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации, который в скором времени будет внесён в Правительство РФ. 

Сейчас п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусматривает, что объектом ГЭЭ является техническая документация на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также на новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты. 

При этом проектная документация объектов капитального строительства в сфере обращения с отходами, как правило, является самостоятельным объектом ГЭЭ.
Следовательно, если техническая документация на технологии, используемые при обращении с отходами, входила в состав проектной документации, на которую получено положительное заключение ГЭЭ, наличие отдельного положительного заключения ГЭЭ в отношении такой документации не требуется.

Рекомендации

Рекомендуем учитывать разъяснения Минприроды при проектировании объектов капитального строительства в сфере обращения с отходами.

Если проектная документация такого объекта будет включать техническую документацию на применяемые технологии, то компании не потребуется получать отдельное заключение ГЭЭ в отношении документации на такие технологии.

Письмо Минприроды России от 25 декабря 2024 г. № 12-47/53089




Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

04.02.2025

ТОП-9 главных новостей экологии за 2024 г.: медотдходы, НВОС, ПЭТ-продукция, ГЭЭ, ОВОС и др.

Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о ТОП-9 главных новостях экологии за 2024 год.

Смотреть

14.02.2025

Новости экологии: экологический сбор, вторичное сырье, утилизация отходов, ГЭЭ, РОП

В этом видеоролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о новых П...

11.02.2025

ВС пояснил порядок взыскания вреда, причиненного вырубкой зеленых насаждений

Руководитель практики недвижимости и строительства Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев Групп» Елена Крестьянцева отмечает,...

05.02.2025

Побочные продукты производства: первые судебные споры

В 2022 г. Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ введено понятие «побочный продукт производства» и установлены правила...

04.02.2025

ВС напомнил, что с причинителя вреда нельзя взыскать возмещение дважды

14 января Верховный Суд вынес Определение № 41-КГ24-52-К4, в котором рассмотрел спор о возмещении обществом и его бывшим...