Экология: MustRead за 29 августа–11 сентября 2023 г.
Изменения законодательства. Квотирование выбросов
С 1 сентября 2023 г. в список участников федерального проекта «Чистый воздух» включено 29 новых городов
Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу стартовал в 2019 г. и насчитывал 12 городов, в которых остро стояла проблема качества воздуха. Цель эксперимента: сокращение объёмов вредных выбросов в атмосферный воздух на территории городов-участников федерального проекта.
Нормативной основой эксперимента является Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха». В каждом выбранном городе проводятся сводные расчеты загрязнений воздуха и утверждается комплексный план по снижению выбросов, в котором указываются порядок и сроки проведения мероприятий, направленных на снижение объема выбросов.
Теперь к эксперименту присоединились ещё 29 городов, преимущественно расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке. Целевой показатель для новых участников — снижение выбросов загрязняющих веществ в два раза по отношению к 2020 г. в срок до 31 декабря 2030 г. Для каждого из них также будет разработан комплексный план по снижению выбросов, направленных на улучшение экологической ситуации.
Рекомендации
Предприятиям, расположенным на территории новых городов-участников федерального проекта, следует учитывать, что они обязаны провести инвентаризацию источников выбросов, результаты которой может запросить Росприроднадзор, а также допустить на свою территорию представителей контрольного ведомства для проведения сводных расчетов загрязнения воздуха.
Владельцам так называемых «квотируемых» объектов необходимо будет также разработать и представить в Росприроднадзор свои предложения по квотам выбросов, а после утверждения таких квот – разработать и реализовать план мероприятий по достижению указанных квот. Такой план, как правило, предусматривает модернизацию промышленных предприятий.
Рекомендуем обратить внимание на нормативные правовые акты, которые уже приняты в развитие положений Закона о проведении эксперимента по квотированию выбросов, а также следить за законодательными инициативами в этой сфере. Например, в апреле этого года В. Абрамченко анонсировала изменения в КоАП РФ, предусматривающие оборотные штрафы для предприятий из городов-участников проекта «Чистый воздух». Подробнее читайте в выпуске Экология: Mustread от 24 апреля 2023 г.
Изменения законодательства. Недропользование
C 1 сентября 2023 г. вступили в силу изменения, касающиеся использования отходов недропользования
Вступили в силу изменения в Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах), расширяющие возможности использования отходов недропользования, а также вскрышных и вмещающих горных пород.
Теперь Закон о недрах содержит открытый перечень отходов недропользования, к которым относятся:
- вскрышные и вмещающие горные породы;
- шламы;
- хвосты обогащения полезных ископаемых;
- иные отходы геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья.
Вносимые изменения позволят пользователям недр в том числе:
- использовать отходы недропользования всех классов опасности для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов;
- использовать отходы недропользования V класса опасности для собственных производственных и технологических нужд, ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами и для рекультивации земель;
- передавать вскрышные и вмещающие породы другим пользователям недр для использования их в соответствии с вышеперечисленными целями или иным лицам в целях, не связанных с осуществлением пользования недрами.
В целях гармонизации законодательства изменения внесены в целый ряд других нормативных-правовых актов. Так, в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» внесены поправки, освобождающие недропользователей от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении вскрышных и вмещающих горных пород, которые полежат использованию в соответствии с Законом о недрах. Исключение составляют случаи, когда такие горные породы признаны отходами производства и потребления.
Более подробно ознакомиться с изменениями вы можете в нашем информационном алерте от 5 августа 2022 г.
Рекомендации
Изменения направлены на улучшение экологической ситуации в стране, снижение объемов хранения и захоронения отходов и стимулирование использования отходов в целях получения их них полезных свойств и, как следствие, снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду.
Представителям горнодобывающей отрасли рекомендуем ознакомиться с комментируемыми изменениями.
Планируемые изменения законодательства. Лицензируемые виды деятельности
В Государственную Думу внесён законопроект о досудебном обжаловании отказов в выдаче лицензии
Законопроект внесен группой депутатов от фракции «Единая Россия» и сенатором В.С. Тимченко и предусматривает внесение изменений в следующие законы:
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон о лицензировании).
Поправки предусматривают, что в случае отказа в выдаче лицензии, получение которой предусмотрено нормами Закона о лицензировании, такой отказ должен быть обжалован во внесудебном порядке. Судебное обжалование соответствующих решений будет возможно только после их досудебного обжалования.
Законопроектом предусмотрено, что жалобу должен рассмотреть тот же орган, который ранее отказал в выдаче лицензии. На рассмотрение жалобы, по общему правилу, отводится 15 рабочих дней с момента ее регистрации. Более короткий срок может быть установлен Правительством РФ.
Законопроект также определяет порядок подачи жалобы, требования к её содержанию, основания для отказа в её удовлетворении. Согласно тексту законопроекта, жалоба должна быть подана в тридцатидневный срок со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Законопроектом предусмотрено, что с 1 января 2025 г. установленный им досудебный порядок обжалования распространится и на иные виды разрешительной деятельности, выведенные из-под действия Закона о лицензировании.
Рекомендации
Указанные изменения планируется провести в рамках общей тенденции снижения нагрузки на судейский корпус путём обязательного рассмотрения споров административными органами. Схожая практика на сегодняшний день существует в сфере обжалования актов налоговых органов, а, как указано в пояснительной записке, аналогичный механизм досудебного обжалования в сфере контроля, начавший свою работу 1 июля 2021 г.,Речь идёт о Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
получил положительные отзывы.
Законопроект № 431992-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Изменения законодательства. Ликвидация вреда окружающей среде
С 1 сентября 2023 г. вступил в силу «Усольский закон»
Изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были разработаны в результате обнаружения крупного экологического ущерба, причинённого химическим предприятием «Усольехимпром» в городе Усолье-Сибирское в Иркутской области. Ввиду банкротства предприятия бремя ликвидации ущерба легло на Иркутскую область, финансовых и технических возможностей которой не хватило для проведения всех необходимых ликвидационных мероприятий. Государственное финансирование ликвидационных мероприятий ведётся до сих пор.
Изменения распространяют своё действие на собственников особо опасных производств и объектов размещения отходов I, II классов опасности и обязывают их ликвидировать нанесённый природе вред.
Одним из основных изменений стала обязанность вышеуказанных лиц за 5 лет до конца срока эксплуатации объекта разработать план мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду. Подготовленный план должен пройти государственную экологическую экспертизу, а за выполнением всех ликвидационных мероприятий будет следить Росприроднадзор и выдавать заключение по их итогам. Только при его наличии можно будет исключить объект из реестра опасных производственных объектов, который ведет Ростехнадзор.
При невыполнении предусмотренных планом мероприятий владелец объекта будет обязан уплатить компенсационный платёж, в противном случае выплаты дивидендов будут приостановлены до уплаты платежа.
Законом также предусматривается специальный механизм по отчуждению таких опасных производственных объектов, не позволяющий, например, передать их «фирмам-однодневкам».
Подробнее обо всех ключевых изменениях вы можете прочитать в нашем алерте от 2 ноября 2021 г.
Рекомендации
Вступившие в силу изменения возлагают на собственников опасных производственных объектов I и II классов опасности ряд обязанностей, связанных с обеспечением ликвидации возможного вреда. В случае несоблюдения требований законодательства у государственных органов есть возможность прямого воздействия на собственников предприятия, выражающаяся в запрете выплаты дивидендов, что, по мысли законодателя, должно привлечь к вопросам ликвидации вреда окружающей среде не только исполнительный орган предприятия, но и его бенефициаров.