Загрузка...
12.03.2025
8 мин. на чтение

Экология: MustRead от 11 марта 2025 г.

обзор по экологии.jpg

Опубликован приказ Росприроднадзора, утверждающий порядок аттестации экспертов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)

Документ содержит требования к экспертам, форму заявления об аттестации, перечень областей аттестации (в соответствии с объектами ГЭЭ), положение об аттестационной комиссии.

Аттестация проводится в форме рассмотрения документов, представленных кандидатом в эксперты, и проведения квалификационного экзамена (а в некоторых случаях – устного собеседования). На проведение аттестации отводится 45 рабочих дней с даты регистрации документов, поступивших от кандидата.

Аттестационная комиссия формируется из государственных гражданских служащих Росприроднадзора, представителей учреждений, находящихся в ведении этого ведомства, представителей научно-технического сообщества (по согласованию в количестве не более четверти от общего числа членов аттестационной комиссии). В ее состав должны входить не менее 11 человек.

Также предусмотрены требования к проведению квалификационного экзамена, приведен перечень вопросов для экзамена, определены условия, при которых аттестация проводится без экзамена.

Так, квалификационный экзамен заменяется устным собеседованием, если аттестуемый:
  • имеет значительный опыт работы в комиссиях ГЭЭ (это исключение применяется только для кандидатов от Росприроднадзора);
  • имеет научную степень «доктор наук»;
  • имеет почетное звание «Заслуженный эколог Российской Федерации».
Также предусматривается порядок формирования и ведения реестра аттестованных экспертов.

Утвержденный порядок также распространяется на экспертов и руководителей комиссии, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы.

Документ вступит в силу 16 марта 2025 г.

Рекомендации

Утвержденный порядок закрепляет значение аттестации в качестве «фильтра» Росприроднадзора для отсеивания тех экспертов, участие которых в экологической экспертизе видится ведомству нежелательным. Немаловажно, что требования об аттестации будут применяться к экспертам общественной экологической экспертизы, которая нередко использовалась на практике, чтобы подвергнуть сомнению выводы, изложенные в заключении ГЭЭ.


Приказ Росприроднадзора от 21 февраля 2025 г. № 110 «Об утверждении порядка аттестации экспертов государственной экологической экспертизы, в том числе требований к таким экспертам, формы заявления об аттестации эксперта, перечня областей аттестации в соответствии с объектами государственной экологической экспертизы, положения об аттестационной комиссии, требований к проведению квалификационного экзамена, перечня вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене, условий, при соответствии физических лиц которым их аттестация проводится без квалификационного экзамена с учетом особенностей, предусмотренных настоящим порядком, а также порядка формирования и ведения реестра аттестованных экспертов государственной экологической экспертизы»

Опубликованы разъяснения Росприроднадзора по изменению категории объектов размещения отходов (ОРО), прекративших свою деятельность

Разъяснения даны в письме Росприроднадзора от 22 октября 2024 г. № СР-09-06-28/41610 «О направлении информации».
Росприроднадзор разъяснил, что для изменения категории объекта размещения отходов (ОРО) с I на II категорию негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) необходимо предоставить в Росприроднадзор измененную проектную документацию ОРО, которая предусматривает изменение характеристик технологических процессов, в том числе уменьшение проектной мощности ОРО. 

Прекращение приема отходов на ОРО и даже его исключение из государственного реестра ОРО не является достаточным основанием для изменения категории НВОС.

Отнесение ОРО к III категории объектов НВОС возможно исключительно после полного выполнения работ по ликвидации и/или рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с государственного учета объектов НВОС.

Рекомендации

Разъяснения даны в связи с вопросами, которые возникали у владельцев ОРО, отнесенных к I категории объектов НВОС, при подготовке заявки на получение комплексных экологических разрешений (КЭР). Так, ведомство прояснило свою позицию по получению КЭР на ОРО, прекратившие свою деятельность, на которых не завершены работы по рекультивации.

Рекомендуем владельцам подобных ОРО учитывать указанные разъяснения.


Письмо Росприроднадзора от 22 октября 2024 г. № СР-09-06-28/41610 «О направлении информации»

Опубликован новый порядок регистрации искусственных островов, установок, сооружений и прав на них, который заработает с 1 сентября 2025 г.

Соответствующий приказ Минприроды опубликован 5 марта 2025 г. и касается искусственных островов, установок и сооружений, расположенных:
  • на континентальном шельфе РФ;
  • во внутренних морских водах РФ;
  • в территориальном море РФ;
  • в пределах российского сектора Каспийского моря.
Исключение сделано для плавучих буровых установок и платформ, расположенных везде, кроме континентального шельфа РФ.

Приказ предусматривает, что Росприроднадзор ведет реестр соответствующих объектов в программно-технологическом комплексе государственного контроля (ПТК «Госконтроль»).

Предусмотрено, что заявление и документы для регистрации представляются заявителем, за исключением иностранного заявителя, в Росприроднадзор в электронной форме посредством использования единого портала госуслуг. Иностранный заявитель представляет заявление и документы на бумажном носителе.

Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней.

Приказ вступит в силу с 1 сентября 2025 г.

Рекомендации

Приказ направлен на реализацию положений Федерального закона от 19 октября 2023 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Цель его принятия - упростить порядок подачи заявления о регистрации искусственных островов, установок, сооружений и прав на них, в том числе с использованием единого портала госуслуг.

Признан утратившим силу приказ Минприроды России от 9 декабря 2020 г. № 1037, который ранее регулировал указанную регистрацию.

Лицам, которые владеют искусственными островами, установками, сооружениями, необходимо руководствоваться новым порядком с 1 сентября 2025 г.


Приказ Минприроды России от 3 декабря 2024 г. № 703 «Об утверждении Порядка регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и искусственных островов, установок, сооружений (за исключением плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ), расположенных во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и в пределах российского сектора Каспийского моря, и прав на них»


Наступил срок предоставления сведений о сроках эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО), подлежащих отнесению к отдельным ОПО

Напоминаем, что 1 марта 2025 г. истек срок на предоставление в Росприроднадзор сведений об указанном в проектной документации сроке эксплуатации зданий и сооружений, которые:
  • являются отдельными ОПО или в которых находятся отдельные ОПО;
  • которые были введены в эксплуатацию до 1 сентября 2023 г.
Напомним, что к отдельным ОПО отнесены:
  • ОПО I и II классов опасности, включенные в государственный реестр ОПО на основании подпунктов «д» - «ж»  пункта 1 (за исключением горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами), пункта 5 (в части шахт угольной промышленности) приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • объекты размещения отходов I и II классов опасности.
Владельцам указанных ОПО, не исполнившим данную обязанность, требуется до 1 сентября 2025 г. предоставить в Росприроднадзор следующую информацию:
  • план мероприятий;
  • сведения о заключении ГЭЭ на план мероприятий;
  • сведения о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;
  • документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.

Рекомендации

Приведенные требования основаны на положениях Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ним владельцы отдельных ОПО обязаны информировать Росприроднадзор о сроке их эксплуатации и планируемых мероприятиях, чтобы ведомство имело возможность проконтролировать соблюдение всех применимых требований для целей безопасного завершения их эксплуатации с тем, чтобы указанные объекты не стали источниками вреда окружающей среде.

По сообщению Росприроднадзора, обязанность по направлению таких сведений по состоянию на 17 февраля 2025 г. исполнили не более 6% эксплуатирующих вышеуказанные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 


Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 марта 2025 г. открыта подача заявлений на соответствие лицензионным требованиям

Напомним, что с 1 сентября 2024 г. прекращено осуществление лицензионного контроля в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) с одновременным введением процедуры периодического (не реже одного раза в 3 года) подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям.  

Корреспондирующие изменения внесены в Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. № 2290.

Согласно изменениям, процедура подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям начала применяться с 1 марта 2025 г. С указанной даты на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) открыта возможность для подачи соответствующих заявлений в территориальные органы Росприроднадзора.

Под процедуру первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям попадают лицензиаты, получившие лицензию до 1 сентября 2024 г., по истечении 3 лет:
  • с даты предоставления лицензии;
  • с даты проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия (лицензионного контроля).

Рекомендации

Изменения имеют особую актуальность для владельцев лицензий на обращение с отходами.

Если лицензиат не предоставит своевременно заявление о подтверждении соответствия лицензионным требованиям, это повлечет приостановление действия его лицензии на срок от трех до пяти месяцев.

Поэтому лицензиатам важно заранее проверить актуальные для них сроки прохождения указанной процедуры, чтобы не допустить приостановления действия лицензии. 



Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 170-ФЗ «О внесении изменения в статью 19-3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2024 г. № 651 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. № 2290»


Расширен перечень индикаторов риска в сфере обращения с древесиной

Соответствующие изменения внесены Приказом Минприроды от 4 декабря 2024 г., опубликованным 10 марта 2025 г. 

Изменения направлены на корректировку Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному надзору в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними, утвержденного Приказом Минприроды России от 13 декабря 2021 г. № 937.

Перечень дополнен новым индикатором риска: изменение на 25 % и более отношения объема пиломатериалов к объему необработанных лесоматериалов по итогам календарного года.

Рекомендации

Индикаторы риска являются характерными для конкретной отрасли критериями, которые могут свидетельствовать о нарушении обязательных требований закона – в данном случае в области лесопользования.

Напомним, что индикаторы риска используются в целях осуществления государственного надзора: от них зависит категория риска, которая будет присвоена поднадзорному объекту, которая, в свою очередь, влияет на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий на таком объекте.

Приказ Минприроды России от 4 декабря 2024 г. № 709 «О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному надзору в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. № 908»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.02.2025

Новости экологии: экологический сбор, вторичное сырье, утилизация отходов, ГЭЭ, РОП

В этом видеоролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о новых Правила взимания экологического сбора, утвержд...

Смотреть

11.03.2025

Отчетность по экосбору в 2025 г.

Напоминаем производителям и импортерам товаров и упаковки о том, что отчетная компания 2025 года в рамках расширенной о...

10.03.2025

Недропользование на землях сельхозназначения: риски и последствия

Руководитель экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко рассмотрела пользование недрами на землях...

28.02.2025

Экология: MustRead от 28 февраля 2025 г.

Главные новости: Новые требования по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов ...

25.02.2025

Суды трех инстанций рассмотрели материалы административного дела, обжалованные неуполномоченным лицом

Судья ВС напомнил правила обжалования решения судьи, принятого по результатам рассмотрения протеста на определение о...