Загрузка...
10.04.2023
7 мин. на чтение

Экология: MustRead за 4–10 апреля 2023 г.

обзор по экологии.jpg

Планируемые изменения законодательства. Административная ответственность

В Госдуму внесен законопроект о штрафах для владельцев отдельных производственных объектов

6 апреля 2023 г. группа сенаторов и депутатов внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, устанавливающий административную ответственность для собственников отдельных производственных объектов.

Напомним, что в 2021 г. в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены поправки, направленные на сокращение числа бесхозяйных источников негативного воздействия на окружающую среду, переходящих в разряд объектов накопленного вреда, ликвидировать которые приходится за счет федерального бюджета (Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 446-ФЗ).

Указанные поправки распространяются на отдельные производственные объекты (отдельные ПО), к которым отнесены:

  • опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых осуществляется обращение с токсичными и высокотоксичными веществами, а также веществами, представляющими опасность для окружающей среды (за исключением сооружений, связанных с пользованием недрами);

  • шахты угольной промышленности;

  • объекты, на которых размещаются отходы I и II классов опасности.

Владельцы указанных объектов обязаны представить в Росприроднадзор информацию о сроке их эксплуатации. При выводе их из эксплуатации (консервации или ликвидации) требуется выполнить мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в соответствии с заранее разработанным планом. При этом требуется представить в Росприроднадзор в том числе документы, подтверждающие финансовое обеспечение выполнения такого плана.

Внесенный депутатами и сенаторами законопроект дополняет главу 8 КоАП РФ, посвященную экологическим правонарушениям, двумя новыми статьями, связанными в том числе с нарушениями описанных требований владельцами таких объектов.

Проектируемая статья 8.52 предусматривает, что компания, которая не сообщила в Росприроднадзор о наличии у нее отдельных ПО и сроке их эксплуатации (или предоставила недостоверные сведения), может быть оштрафована на следующие суммы:

  • от 200 до 500 тыс. руб. для юридических лиц;

  • от 50 до 100 тыс. руб. для должностных лиц.

Часть 2 этой же статьи предусматривает, что если при выводе отдельного ПО из эксплуатации (консервации или ликвидации) будут нарушены требования в области охраны окружающей среды, то такое нарушение обернется штрафом в размере:

  • от 100 до 200 тыс. руб. для юридических лиц;

  • от 20 до 50 тыс. руб. для должностных лиц.

За повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.52, последует более строгое наказание:

  • штраф от 200 до 500 тыс. руб. для юридических лиц;

  • штраф от 50 до 100 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет для должностных лиц.

Кроме того, КоАП РФ также предлагается дополнить статьей 8.5.3, которая устанавливает ответственность за непредставление информации во ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, а также за нарушение порядка ее предоставления (несвоевременное представление, представление неполной или недостоверной информации). Соответствующее правонарушение предлагается наказывать штрафами в размере:

  • от 70 до 150 тыс. руб. – для юридических лиц;

  • от 50 до 70 тыс. руб. – для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

  • от 3 до 6 тыс. рублей – для должностных лиц.

Вступление в силу указанных норм предполагается с 1 января 2024 г.

Рекомендации

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что ликвидация объектов накопленного вреда в рамках федеральных проектов «Чистая страна» и «Генеральная уборка» дорого обходится бюджету. Так, стоимость работ по ликвидации вреда на территории промышленных площадок обанкротившихся предприятий ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон» составила свыше 36 млрд. рублей.

Чтобы избежать появления подобных объектов и снизить расходы бюджета, предложено, в частности, ввести значительные штрафы для тех владельцев, которые не сообщили об эксплуатации отдельных ПО и о сроках, в течении которых возможна их безопасная эксплуатация.

Владельцам перечисленных объектов рекомендуется ознакомиться с законопроектом и наблюдать за его прохождением в Госдуме.

Законопроект № 330760-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами

В Госдуме прошел первое чтение законопроект о запрете продажи пластиковых пакетов и одноразовой посуды на Байкале

Госдума на пленарном заседании 5 апреля 2023 г. приняла в первом чтении законопроект, согласно которому на Байкале запрещается розничная продажа одноразовых пакетов и посуды из пластмассовых материалов.

Законопроект вносит изменения в Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», предусматривая, что в центральной экологической зоне и буферной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается розничная продажа, а также безвозмездная передача:

  • пакетов, сумок, мешков одноразового применения из полимерных и комбинированных (с использованием полимерных материалов) материалов;

  • одноразовой посуды, столовых приборов;

  • иных видов товаров одноразового применения из различных видов пластмассовых материалов, перечень которых должно утвердить Правительство.

Кроме того, предусмотрено, что отходы от использования данной продукции можно выбрасывать только в местах накопления твёрдых коммунальных отходов, оборудованных в соответствии с требованиями закона.

Законопроект предусматривает, что указанный запрет начнет применяться в центральной экологической зоне Байкальской природной территории с 1 марта 2023 года, в буферной экологической зоне Байкальской природной территории – с 1 марта 2024 года.

Рекомендации

Законопроект разработан группой депутатов во главе с председателем думского комитета по экологии Дмитрием Кобылкиным и, вероятнее всего, он будет принят.

Лицам, ведущим розничную торговлю на Байкальской природной территории, рекомендуется ознакомиться с законопроектом и следить за его судьбой.

Ранее сообщалось, что Минпроторг обсуждал возможность запретить импорт в РФ одноразовой посуды, пластиковых контейнеров, стаканчиков, пакетов и ватных палочек. Рассматривалось также и ограничение на производство такой продукции внутри страны.

Подобную продукцию затруднительно перерабатывать, а объем отходов от нее значителен и, как правило, весь он в итоге попадает на свалки.

Законопроект № 154856-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об охране озера Байкал» (в части ограничения отдельных видов деятельности на Байкальской природной территории)

Изменения законодательства. Экологическая документация предприятия

Опубликованы новые правила разработки программы повышения экологической эффективности

Напомним, что такая программа в обязательном порядке разрабатывается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые:

  • ведут деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду I и II категории;

  • готовят заявку на получение комплексного экологического разрешения (КЭР);

  • не имеют возможности невозможности соблюсти технологические нормативы и нормативы допустимых выбросов или сбросов высокотоксичных веществ, а также веществ, обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами.

4 апреля 2023 г. опубликован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 декабря 2022 г. № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности».

Правилами, в частности, уточнен состав информации, которую необходимо включить в программу и обосновывающие материалы к ней. Так, например, по новым правилам в программе необходимо будет указывать срок ее реализации, объем и источники финансирования, области применения наилучших доступных технологий (НДТ) и применяемые информационно-технические справочники по НДТ, а также номера внедряемых НДТ и (или) перспективных технологий.

Новые правила начнут действовать с 1 сентября 2023 г. Предыдущие правила, утвержденные приказом Минприроды России от 17 декабря 2018 г. № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности», с указанной даты утрачивают силу.

Рекомендации

Рекомендуем владельцам объектов НВОС I и II категории, планирующим получать КЭР, ознакомиться с приказом Минприроды от 23 декабря 2022 г. № 907 и учитывать его положения при разработке программы и согласовании ее с надзорными органами.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности»

Деятельность Росприроднадзора

Росприроднадзор опубликовал доклад о своей деятельности в 2022 г.

На официальном сайте Росприроднадзора опубликован доклад о деятельности ведомства в 2022 г., в котором сообщается, что за отчетный год Росприроднадзор провел 6 999 проверок. Количество плановых проверок существенно сократилось по сравнению с 2021 г. и составило всего 757 (с учетом ограничений на плановые проверки, введенных постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336). Прочие проверки были внеплановыми.

Внеплановые проверки проводились, в частности, по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко в г. Омске и прочих городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух».

В ходе указанных плановых и внеплановых проверок Росприроднадзор выявил 12 851 нарушение. Общая сумма штрафов, наложенных на проверяемых субъектов, сократилась более чем в 2 раза по сравнению с 2021 г. и составила 413,6 млн. руб. Также из отчета следует, что такой вид наказания, как административное приостановление деятельности, применялся ведомством лишь в двух случаях.

Помимо плановых и внеплановых проверок, в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в 2022 году Росприроднадзор также провел значительное количество профилактических визитов (1375) и выездных обследований (7281).

Кроме того, как следует из доклада, Росприроднадзор активно взыскивал суммы вреда, причиненного окружающей среде. В 2022 году по фактам выявления произведено и предъявлено виновным лицам 1345 расчетов размера вреда, причиненного компонентам природной среды - почвам, водным объектам и атмосферному воздуху, на сумму более 78 млрд. рублей. При этом удалось взыскать только 6 млрд. рублей.

Рекомендации

Из доклада Росприроднадзора можно почерпнуть некоторую информацию о планах ведомства на 2023 г. Так, в соответствии с введенным мораторием Росприроднадзор будет проводить плановые контрольные (надзорные) мероприятия только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Число таких объектов, согласно докладу, составляет 2661.

Кроме того, в докладе указано, что в 2023 г. ведомство продолжит выполнять поручение В.В. Абрамченко и будет проверять объекты I категории НВОС на предмет достоверности результатов инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Собственникам указанных объектов контроля следует учитывать возможность проведения в их отношении контрольных (надзорных) мероприятий и своевременно готовиться к их проведению.

Источник


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.10.2024

Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами статьи «Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?» Ната...

Смотреть

23.12.2024

КС напомнил порядок возмещения вреда при самовольном снятии плодородного слоя почвы

Он указал, что при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде правообладателем участка объем причиненного вреда...

20.12.2024

Петербургский бизнес стал реже нарушать экологическое законодательство

Отношение бизнеса к экологическим правонарушениям становится более серьезным из–за суровости санкций, считает руководитель...

10.12.2024

Новости экологии: договор водопользования, ОВОС, строительные отходы, ПНООЛР, защита лесов и др.

Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о законопроект об обращении с...

10.12.2024

Петербургский бизнес стал реже нарушать экологическое законодательство

Отношение бизнеса к экологическим правонарушениям становится более серьезным из–за суровости санкций, считает руководитель...