Экология: MustRead за 4–10 апреля 2023 г.
Планируемые изменения законодательства. Административная ответственность
В Госдуму внесен законопроект о штрафах для владельцев отдельных производственных объектов
6 апреля 2023 г. группа сенаторов и депутатов внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, устанавливающий административную ответственность для собственников отдельных производственных объектов.
Напомним, что в 2021 г. в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены поправки, направленные на сокращение числа бесхозяйных источников негативного воздействия на окружающую среду, переходящих в разряд объектов накопленного вреда, ликвидировать которые приходится за счет федерального бюджета (Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 446-ФЗ).
Указанные поправки распространяются на отдельные производственные объекты (отдельные ПО), к которым отнесены:
-
опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых осуществляется обращение с токсичными и высокотоксичными веществами, а также веществами, представляющими опасность для окружающей среды (за исключением сооружений, связанных с пользованием недрами);
-
шахты угольной промышленности;
-
объекты, на которых размещаются отходы I и II классов опасности.
Владельцы указанных объектов обязаны представить в Росприроднадзор информацию о сроке их эксплуатации. При выводе их из эксплуатации (консервации или ликвидации) требуется выполнить мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в соответствии с заранее разработанным планом. При этом требуется представить в Росприроднадзор в том числе документы, подтверждающие финансовое обеспечение выполнения такого плана.
Внесенный депутатами и сенаторами законопроект дополняет главу 8 КоАП РФ, посвященную экологическим правонарушениям, двумя новыми статьями, связанными в том числе с нарушениями описанных требований владельцами таких объектов.
Проектируемая статья 8.52 предусматривает, что компания, которая не сообщила в Росприроднадзор о наличии у нее отдельных ПО и сроке их эксплуатации (или предоставила недостоверные сведения), может быть оштрафована на следующие суммы:
-
от 200 до 500 тыс. руб. для юридических лиц;
-
от 50 до 100 тыс. руб. для должностных лиц.
Часть 2 этой же статьи предусматривает, что если при выводе отдельного ПО из эксплуатации (консервации или ликвидации) будут нарушены требования в области охраны окружающей среды, то такое нарушение обернется штрафом в размере:
-
от 100 до 200 тыс. руб. для юридических лиц;
-
от 20 до 50 тыс. руб. для должностных лиц.
За повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.52, последует более строгое наказание:
-
штраф от 200 до 500 тыс. руб. для юридических лиц;
-
штраф от 50 до 100 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет для должностных лиц.
Кроме того, КоАП РФ также предлагается дополнить статьей 8.5.3, которая устанавливает ответственность за непредставление информации во ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, а также за нарушение порядка ее предоставления (несвоевременное представление, представление неполной или недостоверной информации). Соответствующее правонарушение предлагается наказывать штрафами в размере:
-
от 70 до 150 тыс. руб. – для юридических лиц;
-
от 50 до 70 тыс. руб. – для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
-
от 3 до 6 тыс. рублей – для должностных лиц.
Вступление в силу указанных норм предполагается с 1 января 2024 г.
Рекомендации
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что ликвидация объектов накопленного вреда в рамках федеральных проектов «Чистая страна» и «Генеральная уборка» дорого обходится бюджету. Так, стоимость работ по ликвидации вреда на территории промышленных площадок обанкротившихся предприятий ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон» составила свыше 36 млрд. рублей.
Чтобы избежать появления подобных объектов и снизить расходы бюджета, предложено, в частности, ввести значительные штрафы для тех владельцев, которые не сообщили об эксплуатации отдельных ПО и о сроках, в течении которых возможна их безопасная эксплуатация.
Владельцам перечисленных объектов рекомендуется ознакомиться с законопроектом и наблюдать за его прохождением в Госдуме.
Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами
В Госдуме прошел первое чтение законопроект о запрете продажи пластиковых пакетов и одноразовой посуды на Байкале
Госдума на пленарном заседании 5 апреля 2023 г. приняла в первом чтении законопроект, согласно которому на Байкале запрещается розничная продажа одноразовых пакетов и посуды из пластмассовых материалов.
Законопроект вносит изменения в Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», предусматривая, что в центральной экологической зоне и буферной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается розничная продажа, а также безвозмездная передача:
-
пакетов, сумок, мешков одноразового применения из полимерных и комбинированных (с использованием полимерных материалов) материалов;
-
одноразовой посуды, столовых приборов;
-
иных видов товаров одноразового применения из различных видов пластмассовых материалов, перечень которых должно утвердить Правительство.
Кроме того, предусмотрено, что отходы от использования данной продукции можно выбрасывать только в местах накопления твёрдых коммунальных отходов, оборудованных в соответствии с требованиями закона.
Законопроект предусматривает, что указанный запрет начнет применяться в центральной экологической зоне Байкальской природной территории с 1 марта 2023 года, в буферной экологической зоне Байкальской природной территории – с 1 марта 2024 года.
Рекомендации
Законопроект разработан группой депутатов во главе с председателем думского комитета по экологии Дмитрием Кобылкиным и, вероятнее всего, он будет принят.
Лицам, ведущим розничную торговлю на Байкальской природной территории, рекомендуется ознакомиться с законопроектом и следить за его судьбой.
Ранее сообщалось, что Минпроторг обсуждал возможность запретить импорт в РФ одноразовой посуды, пластиковых контейнеров, стаканчиков, пакетов и ватных палочек. Рассматривалось также и ограничение на производство такой продукции внутри страны.
Подобную продукцию затруднительно перерабатывать, а объем отходов от нее значителен и, как правило, весь он в итоге попадает на свалки.
Изменения законодательства. Экологическая документация предприятия
Опубликованы новые правила разработки программы повышения экологической эффективности
Напомним, что такая программа в обязательном порядке разрабатывается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые:
-
ведут деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду I и II категории;
-
готовят заявку на получение комплексного экологического разрешения (КЭР);
-
не имеют возможности невозможности соблюсти технологические нормативы и нормативы допустимых выбросов или сбросов высокотоксичных веществ, а также веществ, обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами.
4 апреля 2023 г. опубликован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 декабря 2022 г. № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности».
Правилами, в частности, уточнен состав информации, которую необходимо включить в программу и обосновывающие материалы к ней. Так, например, по новым правилам в программе необходимо будет указывать срок ее реализации, объем и источники финансирования, области применения наилучших доступных технологий (НДТ) и применяемые информационно-технические справочники по НДТ, а также номера внедряемых НДТ и (или) перспективных технологий.
Новые правила начнут действовать с 1 сентября 2023 г. Предыдущие правила, утвержденные приказом Минприроды России от 17 декабря 2018 г. № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности», с указанной даты утрачивают силу.
Рекомендации
Рекомендуем владельцам объектов НВОС I и II категории, планирующим получать КЭР, ознакомиться с приказом Минприроды от 23 декабря 2022 г. № 907 и учитывать его положения при разработке программы и согласовании ее с надзорными органами.
Деятельность Росприроднадзора
Росприроднадзор опубликовал доклад о своей деятельности в 2022 г.
На официальном сайте Росприроднадзора опубликован доклад о деятельности ведомства в 2022 г., в котором сообщается, что за отчетный год Росприроднадзор провел 6 999 проверок. Количество плановых проверок существенно сократилось по сравнению с 2021 г. и составило всего 757 (с учетом ограничений на плановые проверки, введенных постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336). Прочие проверки были внеплановыми.
Внеплановые проверки проводились, в частности, по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко в г. Омске и прочих городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух».
В ходе указанных плановых и внеплановых проверок Росприроднадзор выявил 12 851 нарушение. Общая сумма штрафов, наложенных на проверяемых субъектов, сократилась более чем в 2 раза по сравнению с 2021 г. и составила 413,6 млн. руб. Также из отчета следует, что такой вид наказания, как административное приостановление деятельности, применялся ведомством лишь в двух случаях.
Помимо плановых и внеплановых проверок, в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в 2022 году Росприроднадзор также провел значительное количество профилактических визитов (1375) и выездных обследований (7281).
Кроме того, как следует из доклада, Росприроднадзор активно взыскивал суммы вреда, причиненного окружающей среде. В 2022 году по фактам выявления произведено и предъявлено виновным лицам 1345 расчетов размера вреда, причиненного компонентам природной среды - почвам, водным объектам и атмосферному воздуху, на сумму более 78 млрд. рублей. При этом удалось взыскать только 6 млрд. рублей.
Рекомендации
Из доклада Росприроднадзора можно почерпнуть некоторую информацию о планах ведомства на 2023 г. Так, в соответствии с введенным мораторием Росприроднадзор будет проводить плановые контрольные (надзорные) мероприятия только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Число таких объектов, согласно докладу, составляет 2661.
Кроме того, в докладе указано, что в 2023 г. ведомство продолжит выполнять поручение В.В. Абрамченко и будет проверять объекты I категории НВОС на предмет достоверности результатов инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Собственникам указанных объектов контроля следует учитывать возможность проведения в их отношении контрольных (надзорных) мероприятий и своевременно готовиться к их проведению.