Экология: MustRead за 26 июня – 3 июля 2023 г.
Изменения законодательства. Экологический мониторинг
Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о мониторинге многолетней мерзлоты
На прошедшей неделе депутаты Госдумы приняли сразу во втором и третьем чтениях законопроект, предусматривающий создание системы мониторинга многолетней мерзлоты. Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и некоторые иные нормативно-правовые акты.
Цель мониторинга – выявление деградации вечномерзлых грунтов и долгосрочные наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в таких грунтах, а также получение информации о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты.
Полномочиями по мониторингу многолетней мерзлоты наделяется Гидрометеорологическая служба, а порядок проведения мониторинга должно определить Правительство РФ.
Законопроект вступит в силу с даты его официального опубликования.
Рекомендации
Правительственный законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ о создании системы мониторинга, которая позволит оценивать выбросы парникового газа в процессе оттаивания мерзлоты, прогнозировать изменения климата и готовить прогнозы социально-экономического развития России.
Первый пункт наблюдения за многолетней мерзлотой уже работает в Ямало-Ненецком автономном округе. Он представляет собой скважину глубиной около 25 метров, в которой находится термокоса с датчиками, которые в автоматическом режиме фиксируют температуры мерзлоты на разных уровнях. Планируется, что к концу 2025 г. сеть будет состоять из 140 наблюдательных пунктов в 19 регионах России.
Рекомендации
Правительственный законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ о создании системы мониторинга, которая позволит оценивать выбросы парникового газа в процессе оттаивания мерзлоты, прогнозировать изменения климата и готовить прогнозы социально-экономического развития России.
Первый пункт наблюдения за многолетней мерзлотой уже работает в Ямало-Ненецком автономном округе. Он представляет собой скважину глубиной около 25 метров, в которой находится термокоса с датчиками, которые в автоматическом режиме фиксируют температуры мерзлоты на разных уровнях. Планируется, что к концу 2025 г. сеть будет состоять из 140 наблюдательных пунктов в 19 регионах России.
Законопроект № 242394-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами
Госдума приняла в первом чтении законопроект о ликвидации свалок в лесах
Законопроект, в частности, предусматривает, что лица, которые используют леса, обязаны обеспечить вывоз отходов, образовавшихся в результате их деятельности (включая ТКО), за пределы леса в предназначенные для этого места.
Если же образователь незаконно размещенных отходов неизвестен, то задача по их ликвидации должна быть включена в региональную программу в области обращения с отходами. Реализация соответствующей региональной программы относится к полномочиям субъектов РФ согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Рекомендации
Проблема уборки свалок в лесах связана с отсутствием у регионов соответствующих полномочий и финансирования. В связи с этим суды в некоторых случаях обязывают профинансировать такую уборку Российскую Федерацию в лице Рослесхоза (см., например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. № 307-ЭС21-9717). Именно данный орган уполномочен проводить мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, а в случае передачи таких полномочий на региональный уровень, необходимо также предоставить финансирование на их реализацию.
Законопроектом предлагается закрепить за регионами полномочия по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в лесах (если их образователь неизвестен). При этом законодатель изучает возможности по финансированию соответствующих мероприятий из «окрашенных» экологических платежей. Мы продолжим информировать о движении законопроекта в Парламенте и о поправках, которые поступят ко второму и третьему чтениям.
Рекомендации
Проблема уборки свалок в лесах связана с отсутствием у регионов соответствующих полномочий и финансирования. В связи с этим суды в некоторых случаях обязывают профинансировать такую уборку Российскую Федерацию в лице Рослесхоза (см., например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. № 307-ЭС21-9717). Именно данный орган уполномочен проводить мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, а в случае передачи таких полномочий на региональный уровень, необходимо также предоставить финансирование на их реализацию.
Законопроектом предлагается закрепить за регионами полномочия по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в лесах (если их образователь неизвестен). При этом законодатель изучает возможности по финансированию соответствующих мероприятий из «окрашенных» экологических платежей. Мы продолжим информировать о движении законопроекта в Парламенте и о поправках, которые поступят ко второму и третьему чтениям.
Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами
Госдума приняла в первом чтении законопроект, упрощающий сбор и утилизацию батареек, градусников и аккумуляторов
Документ касается особенностей обращения с отходами I и II классов опасности, образующимися у физических лиц (например, автомобильных аккумуляторов, люминесцентных ламп, ртутных градусников и т.д.).
По действующему законодательству с 2022 г. такие отходы необходимо передавать Федеральному экологическому оператору (ФЭО) при отсутствии собственных мощностей по обезвреживанию и/или размещению подобных отходов.
Законопроектом предлагается предоставить возможность передавать отходы I и II классов опасности, полученные у населения, не только ФЭО, но и другим организациям, имеющим необходимую лицензию. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сбор отходов I и II классов опасности у населения, предусмотрено три варианта:
-
самостоятельно осуществлять обращение с такими отходами при наличии собственных мощностей по утилизации, обезвреживанию и/или размещению отходов I и II классов опасности;
-
передать такие отходы любым индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности;
-
передать такие отходы ФЭО.
В случае принятия законопроекта он вступит в силу с 1 сентября 2023 г.
Рекомендации
Рассматриваемый законопроект должен стать еще одним важным шагом к созданию полноценной системы раздельного сбора отходов. В пояснительной записке отмечается, что предлагаемое решение позволит сохранить существующую инфраструктуру и сложившиеся экономические отношения между лицами, осуществляющими деятельность по накоплению и сбору у физических лиц отходов I и II классов опасности, а также будет способствовать стимулированию сбора у населения таких отходов.
Рекомендации
Рассматриваемый законопроект должен стать еще одним важным шагом к созданию полноценной системы раздельного сбора отходов. В пояснительной записке отмечается, что предлагаемое решение позволит сохранить существующую инфраструктуру и сложившиеся экономические отношения между лицами, осуществляющими деятельность по накоплению и сбору у физических лиц отходов I и II классов опасности, а также будет способствовать стимулированию сбора у населения таких отходов.
Законопроект № 93332-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Изменения законодательства. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Внесены изменения в положение о проведение ГЭЭ
27 июня 2023 г. опубликовано постановление Правительства РФ от 27 июня 2023 г. № 1036, которое вносит изменения в порядок проведения ГЭЭ.
Теперь юридические лица могут предоставлять материалы на ГЭЭ в форме электронных документов, подписанных как усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), так и усиленной неквалифицированной электронной подписью (ранее было допустимо использовать только УКЭП).
Физические лица при предоставлении материалов на ГЭЭ могут использовать УКЭП, усиленную неквалифицированную электронную подпись или простую электронную подпись (ранее допускалось только использование усиленной неквалифицированной электронной подписи).
Также в соответствии с изменениями можно выбрать, каким образом предоставлять документы на ГЭЭ:
-
с использованием портала «Госуслуги»; или
-
с использованием ведомственного программного ресурса.
Ранее из буквального толкования соответствующего положения следовало, что документы требуется подавать через оба этих ресурса.
Также установлено, что материалы для ГЭЭ, заключение ГЭЭ, информация о результатах проведения ГЭЭ готовятся и направляются с учетом требований законодательства РФ о государственной тайне.
Рекомендации
Изменения несколько упрощают подачу документов на ГЭЭ. Теперь юридическим лицам для этого не требуется получать УКЭП, а физические лица могут подписывать документы любой электронной подписью.
Рекомендации
Изменения несколько упрощают подачу документов на ГЭЭ. Теперь юридическим лицам для этого не требуется получать УКЭП, а физические лица могут подписывать документы любой электронной подписью.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2023 г. № 1036 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»