Экология: MustRead от 2 сентября 2024 г.
Изменения законодательства. Объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС)
С 1 сентября 2024 г. объекты НВОС IV категории больше не нужно ставить на учет
С указанной даты вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 622-ФЗ.Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ним внесены изменения в том числе в п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Новая редакция нормы предусматривает, что при постановке на государственный учет объект НВОС может быть отнесен к объектам I, II или III категории. Обязанность по постановке на государственный учет объектов НВОС IV категории, исключена.
Рекомендации
Напомним, что объекты НВОС IV категории оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. У них отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, а масса выбросов загрязняющих веществ не превышает 10 тонн в год, при этом в выбросах отсутствуют вещества I и II классов опасности.
К таким объектам относятся, например, стоянки автотранспорта, рестораны быстрого питания, скважины для добычи воды (с объемом добычи менее 500 куб метров в сутки), дизель-генераторные установки и другие.
Росприроднадзор разъяснил, что подавать заявление о снятии с учета объектов НВОС IV категории не требуется. Органам, осуществляющим учет объектов НВОС, до конца 2024 г. поручено обеспечить исключение учетных сведений об объектах НВОС и уведомить об этом природопользователей.
Изменения снизили административную нагрузку для значительного числа компаний, эксплуатирующих объекты НВОС IV категории. Им не требуется ставить объекты на учет, а также актуализировать сведения о них.
Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Изменения законодательства. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
ГЭЭ будет проводиться по новым правилам
1 сентября 2024 г. вступило в силу новое Положение о проведении ГЭЭ (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2024 г. № 694). Действовавшее ранее положение, соответственно, утратило силу.
Положение о ГЭЭ содержит следующие основные нововведения:
-
орган, который проводит ГЭЭ, обязан самостоятельно запрашивать документы и сведения для ГЭЭ, которые имеются в распоряжении других ведомств (это касается различных заключений и согласований по объекту ГЭЭ);
-
материалы общественных обсуждений объекта ГЭЭ разрешено представлять на экспертизу после начала ГЭЭ, но не позднее чем за 20 рабочих дней до ее завершения; если нарушить этот срок, то в ГЭЭ откажут, а оплату не вернут;
-
в представленные на ГЭЭ материалы, можно вносить изменения в ходе ГЭЭ, (например, если нужно устранить замечания экспертов), но окончательную версию материалов нужно представить не позднее, чем за 5 рабочих дней до завершения ГЭЭ;
-
протоколы заседаний экспертной комиссии должны направляться заказчику ГЭЭ в течение 5 рабочих дней с их проведения (ранее соответствующие протоколы направлялись только по запросу заказчика);
-
все уведомления в связи с ГЭЭ направляются в электронном виде (если объект ГЭЭ не связан с государственной тайной);
-
заказчик ГЭЭ получил право инициировать проведение заседаний экспертной комиссии, а также запрашивать на заседаниях разъяснения экспертов в отношении имеющихся замечаний к представляемым материалам;
-
заключение ГЭЭ должны одобрить две трети списочного состава членов комиссии (ранее оно одобрялось простым большинством);
-
сведения о выданных заключениях ГЭЭ включаются в специальный реестр, являются открытыми и общедоступными и размещаются в сети «Интернет» (начиная с 2022 г.).
Рекомендации
Обновить положение о проведении ГЭЭ потребовалось в связи с внесением объемных изменений в законодательство о ГЭЭ (Федеральные законы от 25 декабря 2023 г. № 673-ФЗ и № 681-ФЗ).
Новые правила, в основном, дублируют нормы указанных законов или уточняют порядок их применения.
Обновленное положение о ГЭЭ заслуживает позитивной оценки, поскольку оно более подробно регулирует процедуру проведения ГЭЭ, расширяет возможности заказчика ГЭЭ по участию в ГЭЭ и взаимодействию с экспертами, а также позволяет заказчику корректировать документацию с учетом замечаний экспертов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2024 г. № 694 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы»
Изменения законодательства. Квотирование выбросов загрязняющих веществ
Федеральный проект «Чистый воздух» получил новые параметры
17 августа 2024 г. Правительство РФ утвердило распоряжение № 2235-р, продлившее срок проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух до 2036 г. К этому времени выбросы опасных загрязняющих веществ должны быть снижены в два раза по сравнению с 2020 г.
Федеральный проект «Чистый воздух» реализуется с 2019 г. На первом этапе в него вошли 12 городов – промышленных центров с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Это Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. В этих городах уже действуют комплексные планы мероприятий по снижению выбросов в атмосферу, и опасные выбросы по итогам 2023 г. здесь уменьшились в среднем на 13,3%.
В 2023 году «Чистый воздух» пополнился еще 29 городами, большинство из которых находятся в Сибири и на Дальнем Востоке.
На данный момент для этих территорий утверждены сводные расчёты загрязнения воздуха. На их основании до конца 2024 г. будет проведена оценка рисков для здоровья человека.
К 15 марта 2025 г. должны быть готовы перечни квотируемых объектов, для которых будут установлены квоты (ограничения) выбросов.
До 15 октября 2025 г. утверждаются комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Рекомендации
Первоначальная цель эксперимента по квотированию выбросов предполагала снижение к концу 2024 г. уровня вредных выбросов на 20% по сравнению с 2017 г. Эта цель была достигнута далеко не на всех территориях, участвующих в эксперименте.
Напомним, что для каждого города, участвующего в эксперименте, Роспотребнадзор определяет перечень приоритетных загрязняющих веществ и перечень квотируемых объектов - всех основных источников загрязнения атмосферного воздуха: автотранспортных и промышленных предприятий, объектов ЖКХ и т.д.
На основе данных Роспотребнадзора Росприроднадзор рассчитывает квоты на выбросы для указанных предприятий, которые обязаны будут соблюдать установленные квоты.
Промышленным предприятиям, находящимся на указанных территориях, следует учитывать риски попадания в число квотируемых предприятий. В этом случае им придется принимать меры по сокращению выбросов приоритетных загрязняющих веществ в соответствии с установленными квотами и нести затраты на такое сокращение.
Напомним также, что в июне 2024 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект об административной ответственности для владельцев объектов НВОС за несоблюдение квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Размер штрафов за это нарушение варьируется от 0,1 % до 5 % от годовой выручки компании в зависимости от того, насколько превышена квота. Рассмотрение законопроекта во втором и третьем чтениях планируется в осеннюю сессию.
Распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2024 г. № 2235-р
Изменения законодательства. Недропользование
1 сентября 2024 г. вступили в силу нормы, совершенствующие закон о недрах
В региональную геологоразведку дадут доступ частным компаниям. Благодаря соответствующим поправкам в Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»Федеральный закон от 25декабря 2023 г. № 656-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».
они теперь могут заниматься региональным изучением недр, то есть самыми ранними этапами геологоразведки. Ранее такие работы выполняло и финансировало исключительно государство.
К работам будут допускаться только российские компании с опытом геологоразведочных работ не менее пяти лет и отсутствием нарушений в течение двух лет, предшествовавших дате подачи заявки.
«Компании смогут выбрать несколько участков от 2500 до 6000 тысяч км2 под более детальные работы для углеводородного сырья, а для твёрдых полезных ископаемых – три участка по 100 км2. В итоге мы ожидаем прирост региональной изученности ежегодно в два раза, и если сейчас в год открывается около 40 перспективных объектов, то будет около 100», – отметил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
Вступивший в силу закон также позволяет продавать лицензии на геологическое изучение недр без подтверждения имущественных или корпоративных связей между инвестором и пользователем недр (за исключением участков недр федерального значения). Ранее переоформление было возможно только между взаимосвязанными компаниями, например, от дочерней компании к материнской. Из-за этого крупные добывающие компании вынуждены были приобретать компании, которые занимались геологическим изучением недр.
Новый механизм позволит геологоразведочным компаниям сосредоточиться на поиске полезных ископаемых, чтобы потом продать результаты своего труда добывающим компаниям. К лицензии нужно будет приложить всю утверждённую документацию и геологическую информацию на участок, а у продавца не должно быть случаев досрочного прекращения права пользования другими лицензиями в течение двух лет.
Для застройщиков упрощен порядок получения так называемой «справки о безрудности». Чтобы подтвердить, что под застраиваемым земельным участком отсутствуют полезные ископаемые, необходимо зайти на сайт Роснедр и направить запрос с указанием координат планируемого строительства в федеральную государственную информационную систему «Единый фонд геологической информации о недрах» (ФГИС «ЕФГИ»). В течение 1 рабочего дня система сформирует выписку с электронной подписью сотрудника Роснедр о наличии или отсутствии полезных ископаемых под объектом. Ранее срок ожидания соответствующей справки составлял 15 рабочих дней.
Рекомендации
Рекомендуем недропользователям и застройщикам ознакомиться с изменениями и при необходимости использовать новые возможности в своей деятельности.
Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 656-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»
Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 576-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»
Правоприменительная практика. Обращение с отходами
ВС РФ защитил регионального оператора в споре о взыскании платы за НВОС
Росприроднадзор подал иск к региональному оператору по сбору твердых коммунальных отходов (ТКО), ссылаясь на неполное внесение платежей за НВОС. Обязанность вносить соответствующую плату возникла у оператора в связи размещением ТКО на собственном полигоне.
Разногласия сторон были связаны со ставкой платы за НВОС. Оператор рассчитывал плату за НВОС как лицо, которое не занимается перерабатывающей промышленностью (по более низкой ставке).
Росприроднадзор настаивал, что деятельность регионального оператора по сбору и сортировке мусора следует квалифицировать как перерабатывающее производство, в связи с чем размер ставки должен быть более чем в два раза выше.
Суды трех инстанций поддержали Росприроднадзор, однако ВС РФ не согласился с таким подходом. Он указал, что в федеральном законе от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не предусмотрено, что деятельность по размещению и захоронению ТКО может рассматриваться в качестве обрабатывающего производства.
ВС РФ подчеркнул, что отход «остатки сортировки ТКО при совместном сборе практически не опасные» образуется вследствие сортировки ТКО на мусоросортировочной линии. После сортировки остатки ТКО подлежат захоронению на полигоне, то есть они не являются вторичным сырьем, не перерабатываются, не могут быть повторно использованы и не являются вновь созданными.
Сам процесс сортировки ТКО, осуществляемый оператором, является не производственным процессом с целью получения новой продукции (товаров), а частью технологического процесса по захоронению ТКО и снижению класса опасности захораниваемых отходов, что уменьшает НВОС.
Хотя может производиться физическая и химическая переработка, это не считается частью обрабатывающего производства. Первичной целью данных видов деятельности является основная переработка или переработка отходов, которая классифицирована в разделе «Е» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст.
Судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Рекомендации
Региональным оператором по обращению с ТКО рекомендуется ознакомиться с определением ВС РФ и ссылаться на него при возникновении разногласий с Роприроднадзором по применимой ставке для расчета платежей за НВОС.