Экология: MustRead за 25–30 апреля 2023 г.
Изменения законодательства. Недропользование
Опубликован закон об охране объектов растительного и животного мира при пользовании недрами
Документ был разработан правительством РФ во исполнение поручения президента РФ по итогам встречи с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных.
Согласно принятому Федеральному закону от 28 апреля 2023 г. № 146-ФЗ, теперь пользование недрами осуществляется при условии выполнения мероприятий по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания. Соответствующие изменения внесены в статьи 8 и 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».
Закон не содержит конкретного перечня мер, которые обязан будет принимать недропользователь. Примерный перечень таких мероприятий должно будет разработать и утвердить Минприроды.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 г.
Рекомендации
Новые нормы носят отсылочный характер, поэтому следует ожидать утверждения и опубликования «Примерного перечня мероприятий по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания при пользовании недрами», который должен быть подготовлен Минприроды России в развитие положений принятого закона. Мы продолжаем следить за появление проекта соответствующего нормативно-правового акта.
Планируемые изменения законодательства. Обращение с медицинскими отходами
В Госдуму внесли законопроект об обращении с медицинскими отходами
Законопроект внесён в Государственную Думу 26 апреля 2023 г. группой сенаторов Совета Федерации.
Напомним, что на медицинские отходы не распространяется действие федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон № 89-ФЗ). Обращение с ними должно осуществляться в порядке, установленном законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом в указанном законодательстве отсутствует достаточно подробное регулирование обращения с медицинскими отходами.
Медицинские отходы разделены на 5 классов в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности: «А» — эпидемиологически безопасные отходы, «Б» — эпидемиологически опасные отходы; «В» — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы, «Г» — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным, «Д»— радиоактивные отходы.
Законопроектом предлагается распространить нормы Закона № 89-ФЗ на медотходы категорий от «А» до «Г», в отношении которых:
-
выполнены требования, установленные законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
-
проведено подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов;
-
составлены паспорта отходов.
Согласно законопроекту, медицинские отходы, которые не соответствуют указанным требованиям, будут, как прежде, регулироваться законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В случае принятия законопроекта он вступит в силу по истечении 180 дней с даты его официального опубликования.
Рекомендации
Основными образователями медицинских отходов являются медицинские учреждения, фармацевтические предприятия, морги и т.д. При этом обращение с медицинскими отходами урегулировано существенно менее подробно, чем обращение с отходами производства и потребления. Имеющиеся пробелы в регулировании вынуждены устранять суды, которые в некоторых случаях применяют Закон № 89-ФЗ по аналогии к медицинским отходам.
Так, например, существует судебная практика, согласно которой к медицинским отходам класса «А» можно применять нормы Закона № 89-ФЗ о твердых коммунальных отходах (ТКО), а региональный оператор по обращению с ТКО обязан заключать договор на вывоз соответствующих медицинских отходов.
Кроме того, согласно сложившейся практике (в том числе судебной), медицинские отходы, которые прошли процедуру обезвреживания в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством, должны квалифицироваться в качестве отходов производства, а их дальнейшее обращение должно осуществляться в соответствии с нормами Закона № 89-ФЗ. Соответствующий подход предлагается закрепить в законе.
Планируемые изменения законодательства. Расширенная ответственность производителей и импортеров (РОП)
Законопроект о реформе института РОП внесён в Госдуму
25 апреля 2023 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, реформирующий систему РОП, которая действует в России с 2015 года. В предыдущем выпуске Экология: MUSTREAD мы сообщали об одобрении законопроекта Правительством РФ и готовящемся внесении его в Госдуму.
Целью реформы РОП является создание в России экономики замкнутого цикла, максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот, минимизация объёмов захоронения отходов потребления. Изменения также направлены на упрощение администрирования экологического сбора и повышение прозрачности отрасли, в том числе для государственного контроля и надзора.
Для достижения этих целей предлагается внести следующие ключевые изменения в регулирование РОП:
-
перенести ответственность за утилизацию упаковки товаров, произведенных в РФ, с производителей таких товаров на производителей/импортеров упаковки;
-
ввести 100 % норматив утилизации упаковки с 1 января 2027 г. с его поэтапным увеличением (до 55 % в 2025 году, до 75 % в 2026 году);
-
исключить возможность поручить выполнение нормативов утилизации отходов российскому экологическому оператору (РЭО) или ассоциации производителей/импортеров;
-
предусмотреть, что поручить выполнение нормативов утилизации можно только тем компаниям-утилизаторам, которые включены в специальные реестр, который будет вести РЭО.
Объем внесенных поправок весьма значителен. Более подробно о планируемых изменениях можно прочитать в нашем алерте.
Законопроект может вступить в силу уже с 1 января 2024 г. (за исключением отдельных положений).
Рекомендации
Концепция реформирования института РОП была утверждена заместителем председателя Правительства РФ Викторией Абрамченко в декабре 2020 г. С тех пор Минприроды России занималось разработкой законопроекта, который необходим для реформирования института РОП.
Законопроект может затронуть широкий круг компаний. В первую очередь новое регулирование серьезно отразится на производителях и импортерах товаров. Существенно изменятся и условия деятельности утилизаторов, а также производителей упаковки. Производителям и импортерам при планировании своей деятельности необходимо в первую очередь учитывать требование о заключении договоров на утилизацию исключительно с лицами, включенными в реестр утилизаторов, а также требование об утилизации упаковки в объеме 55% в 2025 году, 75% – в 2026 году и 100% – с 1 января 2027 года.
Изменения законодательства. Лесопользование
Внесены изменения в типовые договоры аренды и безвозмездного пользования лесными участками
На официальном портале правовой информации опубликованы Приказы Минприроды России от 24 и 26 апреля 2023 г., которыми вносятся изменения в типовые договоры безвозмездного пользования и аренды лесных участков.
Эти договоры аренды дополнены положениями, которые регулируют их досрочное расторжение по решению суда. Так, договоры могут быть досрочно расторгнуты по решению суда в соответствии с гражданским, земельным и лесным законодательством, в том числе, в случаях невыполнения лесопользователем:
-
мероприятий по сохранению лесов;
-
мероприятий по охране лесов от пожаров в объеме и сроки, которые предусмотрены проектной документацией по лесопользованию и планами тушения лесных пожаров.
Также изменения затронули сроки действия приказов, которыми утверждены соответствующие типовые формы договоров. Теперь срок их действия установлен до 1 сентября 2026 г. вместо 1 января 2027 г.
Данные нормативные правовые акты вступят в силу с 1 сентября 2023 года.
Рекомендации
Изменения вносятся в типовые договоры в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2022 г. № 600-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», которому посвящен наш алерт.
Новые требования необходимо будет учитывать и выполнять при заключении договоров лесопользования после 1 сентября 2023 г.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.03.2023 № 141 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. № 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков»