Банкротство: MustRead, выпуск 7
Отказ от требований в банкротстве: очевидное и невероятное
Невероятно, но для трех судебных инстанций оказалось неизвестным совершенно очевидное правило: отказ кредитора от требований в деле о банкротстве исключает возможность судебной защиты тех же самых прав кредитора в форме подачи иска даже в случае, если дело о банкротстве было прекращено.ВС РФ отменил все состоявшиеся по делу акты и прекратил производство. Предположительно, высший суд согласился с доводами ответчика (ФНС России), согласно которым истец уже реализовал свое право на судебную защиту, предъявив требование к ответчику в деле о банкротстве, и распорядился этим правом, отказавшись от заявления.
При отказе в деле о банкротстве от заявления о включении в реестр требований кредиторов необходимо учитывать различные варианты развития ситуации. Дело о банкротстве далеко не всегда завершается ликвидацией должника: возможны заключение мирового соглашения, прекращение производства по иным причинам, открывающим возможности удовлетворения требований кредитора. Это необходимо учитывать при принятии решения об отказе от заявления о включении требований в реестр кредиторов во избежание утраты возможности принудительного взыскания задолженности в случае прекращения дела о банкротстве и продолжения деятельности должника.
Определение судьи ВС РФ
Резолютивная часть определения СКЭС
Ответственность контролирующих лиц
Редкий банкир долетит до Темзы?
Череда рекордных сумм субсидиарной ответственности бенефициаров банков привела к тому, что в Госдуму внесён пакет законопроектов, дополнительно регламентирующих ответственность контролирующих лиц кредитных организаций, страховщиков и негосударственных пенсионных фондов.Помимо ужесточения уголовной и административной ответственности большое внимание в законопроектах уделяется предотвращению вывода активов и бегства контролирующих лиц заграницу. При установлении отрицательного капитала финансовых организаций предлагается по заявлению Банка России предварительно арестовывать имущество контролирующих лиц, а при введении временной администрации или отзыве лицензии финансовой организации – инициировать запрет на выезд контролирующих лиц за пределы РФ.
Кроме раскрытия информации об аффилированных лицах, определяемых исходя из действующих требований банковского, антимонопольного, гражданского законодательства, предлагается обязать финансовые организации выявлять и сообщать в Банк России сведения о контролирующих лицах, соответствующих требованиям Закона о банкротстве. ЦБР может быть наделен правом обращаться в Росфинмониторинг с запросом мнения относительно наличия у конкретного лица признаков контролирующего.
Независимо от судьбы законопроектов (учитывая общую тенденцию ограничения прав контролирующих лиц в ситуациях конфликта интересов и ужесточения их ответственности) финансовым организациям следует задуматься над корректировкой корпоративных стандартов:
- сформулировать критерии, влекущие оценку лица как контролирующего,
- а также регламентировать оценку рисков, связанных с вовлечением таких лиц в принятие решений или совершаемые сделки.
Законопроект №909936-7
Когда требование из подряда может оказаться корпоративным?
В копилке примеров субординации требований контролирующих лиц пополнение: в деле о банкротстве СГК-Трубопроводстрой-5 (подрядчик) суды двух инстанций отказали во включении в реестр требований кредиторов задолженности перед генподрядчиком-материнской компанией, возникшей в связи с неотработанным должником авансом в размере около 4 млрд. руб.- риск наступления неплатежеспособности должника,
- повышенные стандарты доказывания добросовестности и разумности действий участников правоотношений в делах о банкротстве;
- возможность квалификации правоотношений участников сделки как корпоративных (в том числе, налоговыми органами), понижения очередности требований или даже отказа в их включении в реестр требований кредиторов (в случае банкротства одной из сторон сделки).
Налоги применительно к банкротству.
Обеспечение обязательств в делах о банкротстве.
Залог для ФНС: аппетит налоговиков растет!
Напоминаем, что с 01.04.2020 года вступают в силу нормы о «налоговом залоге», включенные в ст. 73 НК РФ. Но аппетит приходит во время еды, и вот уже ФНС выступила с новой инициативой: считать в определенных случаях такой залог предшествующим!Согласно уже принятым изменениям, залог в пользу налоговиков возникает в отношении имущества, на которое был наложен арест или запрет на отчуждение (передачу в залог) в связи с решением о взыскании недоимки или по результатам налоговой проверки. Кодекс квалифицирует такой залог как последующий, если ранее имущество уже было заложено.
Теперь предлагается признать залог предшествующим в отношении имущества, переданного компанией в залог третьим лицам после начала налоговой проверки. Учитывая продолжительность проверок и многочисленные нарушения установленных для этого сроков, кредитование деятельности компаний, не обладающих многочисленными активами, может быть парализовано на годы.
Особую значимость приобретает проверка контрагентов на предмет наличия у них неисполненных обязательств перед бюджетом, запланированных или текущих налоговых проверках. Недостаточное внимание к соответствующим вопросам может привести к фактической утрате залогового обеспечения или существенному снижению вероятности получения удовлетворения за счет имущества контрагента.
ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ
Источник 1
Источник 2