Банкротство: MustRead, выпуск 10
Требования кредиторов
Правительство VS банкротство: вирусные изменения
Правительство РФ формирует правовую базу для предотвращения массового банкротства российских компаний.Первым шагом стало предоставление налоговых каникул компаниям, работающим в сферах туризма, авиаперевозок, физической культуры, спора, искусства, культуры и кинематографии, по налогам и страховым взносам, уплата которых приходится на период до 1 мая 2020 года. До этой даты отложены: направление требований об уплате налога, принятие решений о взыскании налогов и страховых взносов, а также подача заявлений о банкротстве налогоплательщиков.
В развитие этих мер форсированы подготовка и рассмотрение:
- законопроекта о введении моратория на подачу заявлений о банкротстве любыми кредиторами, а не только налоговыми органами,
- а также законопроекта о реструктуризации долгов юридических лиц, о котором мы упоминали в предыдущем выпуске.
Это поможет своевременно разработать план оздоровления и принять антикризисные меры, например, расторгнуть или приостановить действие отдельных контрактов, скорректировать условий договоров, реструктурировать обязательства и т. п.).
Поручение Правительства РФ
Приказ ФНС России
Аффилированность – не препятствие для инициирования банкротства
В рамках дела о банкротстве ООО «Мир» ВС РФ восстановил право аффилированного должнику кредитора инициировать банкротство последнего, впервые сославшись на положения Обзора практики споров по требованиям контролирующих лиц.Отменяя судебные акты судов нижестоящих инстанций, ВС РФ отметил, что наличие гражданско-правового требования (обладающего свойством принудительной исполнимости) предоставляет аффилированному кредитору права лица, участвующего в деле о банкротстве, в том числе право на инициирование процедуры, независимо от того, подлежит ли очередность удовлетворения такого требования понижению либо нет.
Не смотря на положительный для аффилированного заявителя новый подход в судебной практике к инициированию банкротства, необходимо до обращения в суд оценить риски квалификации его требований как связанных с финансированием должника в условиях нестабильности последнего, их субординации и лишения заявителя права предлагать СРО или кандидатуру арбитражного управляющего. Мы рекомендуем кредиторам, связанным с должником, формировать доказательственную базу, подтверждающую обстоятельства возникновения требований к должнику, которые минимизируют риск субординации. Независимым кредиторам необходимо быть готовыми обосновать причины и экономическую целесообразность предоставления должнику финансирования в условиях финансовой нестабильности.
Налоги применительно к банкротству.
Обеспечение обязательств в делах о банкротстве.
Абсолютный налоговый залог: новая угроза бизнесу
Инициатива ФНС о возникновении у фискалов предшествующего залога в отношении имущества, переданного компанией в залог третьим лицам после начала налоговой проверки, совершенно незаметно была встроена в 450-страничный законопроект о реформе банкротства, но в существенно расширенном варианте, который превзошел все тревожные ожидания бизнеса.Теперь предлагается считать обеспеченными предшествующим залогом любые требования по налогам и сборам, размер или существование которых были “сокрыты” от ФНС.
Исключение составляет только сохраняющийся предшествующий залог имущества в пользу банка, при условии, что кредитный договор был заключен не позднее, чем в течение одного рабочего дня после получения сведений об отсутствии налоговых проверок в отношении должника или задолженности по их результатам, не позднее второго рабочего дня с момента обращения за соответствующей информацией в случае, если она не была представлена в тот же или на следующий рабочий день.
Законопроект предусматривает, что на погашение требований ФНС по сокрытым налоговым обязательствам направляется 80% денежных средств от реализации предмета залога, но только после удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди.
В качестве псевдо-компенсации, конкурсным кредиторам, которые не знали и не должны были знать о сокрытии должником обязательств по уплате обязательных платежей, предоставляется право взыскания с контролирующих должника лиц убытков в размере задолженности, не погашенной в связи с приоритетным удовлетворением требований ФНС.
С учетом поручения премьер-министра согласовать комментируемый законопроект в ускоренном режиме, нормы о предшествующем налоговом залоге могут быть стремительно приняты, что существенно снизит вероятность удовлетворения требований залоговых и иных кредиторов в делах о банкротстве. Организациям, в особенности банкам, уже в ближайшее время может потребоваться совершенствование механизмов проверки контрагентов на предмет проведения налоговых проверок и наличия задолженности перед бюджетом. В этих целях рекомендуем дополнить корпоративные процедуры необходимыми алгоритмами, включать в договоры условия об обязанности регулярного предоставления контрагентами соответствующей информации, справок об отсутствии задолженности перед бюджетом, а также релевантных заверений.
Источник
Реализация имущества на торгах
Новый подход ВС РФ к переводу прав и обязанностей в банкротстве
ВС РФ дал «зеленый свет» использованию преимущественного права покупки имущества должника – сельхозорганизации после реализации соответствующего актива на торгах.Арбитражный управляющий должен направить персональное уведомление о продаже имущества лицам, имеющим преимущественное право на основании ст. 179 Закона о банкротстве, а после проведения торгов - предложить смежным землепользователям выкупить имущество должника по цене, сформированной на этих торгах. Даже если такие землепользователи не будут участвовать в торгах, они вправе реализовать преимущественное право приобретения имущества должника. Вопрос о конкуренции смежных землепользователей разрешается в пользу того, чье заявление поступило арбитражному управляющему первым.
Более того, ВС РФ отметил, что особый способ защиты – перевод прав и обязанностей стороны по сделке, - установлен специальными законами и, следовательно, подлежит применению.
Указанное разъяснение позволит лицам, обладающим преимущественным правом и не получившим уведомления о реализации имущества на торгах, потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя. При этом факт их неучастия на торгах во внимание не принимается, так как такие лица должны быть персонально уведомлены.