Банкротство: MustRead за 17–23 октября 2024 г. Выпуск № 243
Изменение законодательства
Новый законопроект о налоговом режиме в банкротстве
В Госдуму внесен законопроект о внесении изменений в Закон о банкротстве в части закрепления налогового режима. Во многом он дублирует законопроект Правительства РФ, но есть и новые положения.
Законопроект предусматривает погашение:
- в составе третей очереди реестра: налога на прибыль при реализации активов банкрота с торгов, а также обязательств по уплате восстановленного НДС, принятого к вычету до принятия заявления о банкротстве;
- в составе пятой очереди как текущих обязательств: восстановленного НДС, налогов, связанных с продолжением хозяйственной деятельности должника, налога на прибыль и налога по УСН, на имущество организаций и физлиц, земельного и транспортного налога, начисленных уже после принятия заявления о признании должника банкротом.
При этом текущие налоги подлежат уплате после погашения долгов по оплате труда сотрудников, в том числе реестровых.
Налоги, связанные с предметом залога, начисленные за период процедуры конкурсного производства, подлежат оплате в приоритетном порядке за счет средств от продажи предмета залога на торгах. Однако по заявлению залогодержателя средства от продажи заложенного имущества могут быть соразмерно распределены между уполномоченным органом и залоговым кредитором, если приоритетное погашение налогов приводит к получению залоговым кредитором менее четверти выручки от продажи предмета залога.
Законопроект N743856-8
Конкурсное производство
КС РФ объяснил, когда управляющий должен публиковать отчет по итогам конкурсного производства
КС РФ пришлось устранить неопределенность в вопросе об исчислении 10-дневного срока опубликования арбитражным управляющим отчета о результатах конкурсного производства: с даты определения об итогах конкурсного производства или с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.
Признанная высшим судом неопределенность положений ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, п. 6.1 ст. 28 и ст. 149 Закона о банкротстве влекла различные подходы к основаниям административной ответственности арбитражных управляющих за несвоевременную публикацию о завершении конкурсного производства.
В итоге установлен временный порядок действия названных норм. Дата, с которой исчисляется срок опубликования сведений о завершении конкурсного производства, зависит от того, было ли конкурсное производство завершено судом до или после публикации постановления КС РФ. Если «до», то публикация должна быть размещена не позднее 10 дней с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ. Если «после», то не позднее 10 дней с даты вынесения определения о завершении конкурсного производства. Нарушение соответствующего срока повлечет административную ответственность.
Сформированный КС РФ временный порядок имеет важное значение при оценке законности действий арбитражного управляющего. Рекомендуем его учитывать в текущих и планируемых разбирательствах, связанных с оценкой деятельности управляющего.
Арбитражные управляющие
Труд арбитражного управляющего в процедуре распределения имущества ликвидированного лица не бесплатный!
Суды трех инстанций отказались установить в процедуре распределения имущества ликвидированного юрлица процентное вознаграждение арбитражного управляющего. Они сослались на то, что такое вознаграждение не установлено законом для данной процедуры. Кроме того, требование единственного кредитора удовлетворено частично за счет реализации заложенного имущества, а не в результате активной работы арбитражного управляющего.
Но Верховный Суд направил спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции. ВС РФ счел выплату процентного вознаграждения возможной. Но при его установлении суды должны давать оценку личного вклада управляющего в результат, выразившийся в погашении требований кредиторов, в том числе залоговых. Незначительный объем работы или ее ненадлежащее выполнение сами по себе не влекут полный отказ в вознаграждении.
Также Суд указал, что в любом случае из залоговой выручки отдельно выделяются средства (5 или 10%) в том числе на выплату вознаграждения арбитражного управляющего в связи с его действиями по продаже заложенных активов.
Верховный Суд впервые рассмотрел вопрос о процентном вознаграждении арбитражного управляющего в процедуре распределения имущества ликвидированного юридического лица. Рекомендуем кредиторам и собственникам ликвидированной организации учитывать затраты на выплату вознаграждения управляющего в данной процедуре при оценке перспектив удовлетворения требований или получения ликвидационной квоты. Одновременно, стоит анализировать объем усилий и качество деятельности управляющего для снижения, при наличии оснований, размера вознаграждения.
Статистика банкротства
Потери кредиторов растут: печальная статистика
ЕФРСБ опубликовал статистику по потерям кредиторов за последние восемь лет. Неутешительная сумма составила 24,9 трлн руб. – именно столько было списано по итогам процедур банкротства.
В ФНС России прокомментировали, что прошлогодняя восьмилетняя статистика была более обнадеживающей – кредиторы не получили 18,9 трлн руб., а также поделились следующими данными:
- 81,2 млрд руб. за восемь лет ушло на вознаграждение арбитражных управляющих и привлеченных специалистов;
- 54,7 % кредиторов не получают ничего из-за недостаточности имущества должников.
Своевременные судебно-претензионная работа и инициирование банкротства существенно повышают шансы на удовлетворение требований. Но снижение рисков неисполнения обязательств контрагентами следует начинать гораздо раньше. На стадии их отбора, формирования условий сделки, контроля и своевременного реагирования в процессе исполнения договора. А поскольку риски банкротства контрагента имеют очень значительную ретроспективу (от трех лет и более до начала оспаривания сделки), «соломку» нужно «подкладывать» в договор, бизнес-процедуры и иную работу независимо от устойчивости партнера на дату формирования правоотношений.
Новый законопроект в большей степени соответствует правовому подходу КС РФ относительно очередности налогов в банкротстве и в целом соответствует формирующейся судебной практике. Рекомендуем отслеживать его продвижение, поскольку это придаст налоговому режиму в банкротстве определенность и предсказуемость.