Банкротство: MustRead за 26 октября – 1 ноября 2023 г. Выпуск № 194
Изменения законодательства. Субсидиарная ответственность
КС РФ ограничил ответственность КДЛ за налоговые правонарушения должника
Как предусмотрено Законом о банкротстве, размер субсидиарной ответственности складывается из суммы реестровых и текущих требований, не погашенных из-за недостаточности имущества должника.
КС РФ признал, что устанавливающая это правило норма не предполагает взыскания с контролирующих должника лиц суммы штрафов за налоговые правонарушения должника.
Взыскание штрафов носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием налогоплательщика-должника за налоговое правонарушение. Ранее КС РФ уже высказался о недопустимости взыскания таких штрафов с лиц, признанных виновными в совершении налогового преступления. То же правило должно действовать и при установлении размера имущественной ответственности контролирующего лица по налоговым обязательствам должника в спорах о субсидиарной ответственности. Такое лицо компенсирует ущерб, причиненный должнику (кредиторам), а не несет ответственность за налоговые правонарушения должника.
Постановление КС РФ от 30.10.2023 № 50-П
Изменения законодательства. Субсидиарная ответственность
Новые основания исключения из ЕГРЮЛ и риски ответственности контролирующих лиц
Госдума в третьем чтении внесла поправки в Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Теперь компания подлежит исключению из ЕГРЮЛ в следующих случаях:
-
возвращения заявления уполномоченного органа о банкротстве должника или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры банкротства (это новое основание);
-
отнесение компании Банком России к группе высокого риска, подозреваемых в совершении операция, подозрительных с точки зрения «антиотмывочного» законодательства (ранее по такому основанию процедура исключения из ЕГРЮЛ была более сложной).
Соответствующая запись вносится в ЕГРЮЛ по истечении трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Даже после исключения компании из ЕГРЮЛ сохраняются риски ответственности контролирующих лиц или взыскания с них расходов, связанных с ликвидацией компании. Можно предположить, что такие риски усилятся после вступления комментируемых изменений в силу. Законодательство и сформированная судебная практика подтверждают обязанность участников компании финансировать завершение деятельности организации и возможность привлечения руководителя, участников к субсидиарной ответственности по ее обязательствам.
Рекомендуем руководителям и участникам юридических лиц, индивидуальным предпринимателям отслеживать публикации решений о предстоящих исключениях субъектов из ЕГРЮЛ и ЕГРИП и, при наличии оснований, своевременно заявлять возражения. Кредиторам следует отслеживать такие публикации для понимания оснований привлечения контролирующих лиц к ответственности. Теперь причиной невозможности исполнения должником обязательств может стать его ликвидация по причине совершения контролирующими лицами высоко рискованных финансовых операций.
Субсидиарная ответственность
Убытки или субсидиарная ответственность: единство цели контролирующих лиц нужно доказать!
В обоснование требований о возмещении убытков и о привлечении к субсидиарной ответственности АСВ сослалось на ряд сделок, причинивших убытки должнику, совершенных, по мнению конкурсного управляющего, под влиянием ответчиков.
Суды трех инстанций «разглядели» единство целей у части ответчиков и привлекли их к субсидиарной ответственности, за невозможность погашения требований кредиторов в результате этих сделок.
ВС РФ направил спор на новое рассмотрение, поскольку суды допустили множество ошибок: не установили существенную для должника убыточность сделок, их влияние на наступление объективного банкротства либо значительное усугубление имущественного кризиса. Ничем не подтвержден и вывод об общей противоправной цели ответчиков. По каждому из эпизодов судами упомянуты лишь отдельные ответчики вне связи с остальными виновными лицами.
Определение ВС РФ № 305-ЭС20-8363 (8-12) от 05.10.2023 по делу № А40-206341/2018
Торги
Формальное соблюдение правил ≠ законности торгов
Участники первых и повторных торгов по продаже заложенного имущества должника-сельхозорганизации отчаянно торговались, подняли цену более чем в два раза. Но победители ни одних из торгов договоры купли-продажи так и не заключили.
В итоге имущество купила иная сельскохозяйственная организация, имеющая преимущественное право. По условиям закона цена была равна начальной цене вторых торгов, уменьшенной на 10%. И она оказалась в 2,5 раза ниже максимальных ставок участников торгов.
Кредиторы пытались обратить внимание судов на то, что победители торгов умышленно взвинтили цену без намерения заключить договор для отсечения предложений других претендентов. Последние хотя и были ниже предложений победителей (всего таких предложений было 25!), но являлись очень выгодными для должника и кредиторов. Но суды трех инстанций сочли соблюденными все формальные требования закона и отказали в признании торгов недействительными.
ВС РФ требование кредиторов удовлетворил, а в части применения последствий недействительности направил спор на новое рассмотрение.
Определение ВС РФ №308-ЭС22-17506 (4,5) от 26.10.2023 по делу № А32-28030/2019
Банкротство граждан
Обзор практики по банкротству граждан
Арбитражный суд Ульяновской области выпустил обзор о применении законодательства о банкротстве граждан.
Ниже приведены некоторые из правовых позиций, приведенных в обзоре:
-
плана реструктуризации долгов гражданина может содержать условие о продолжении исполнения обязательств по истечении срока реализации плана, если речь идет об обязательствах перед кредитором, требования которого обеспечены залогом единственного жилья должника;
-
сам по себе факт вынесения приговора о привлечении должника к уголовной ответственности за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, не является достаточным основанием для не освобождения гражданина от обязательств.
Рассматриваемое постановление КС РФ повлечет коренное изменение судебной практики в части установления размера субсидиарной ответственности и взыскания убытков с контролирующих лиц. До принятия постановления суммы штрафов суммировались с иными требованиями кредиторов и формировали объем такой ответственности.
Рекомендуем обращать внимание на состав требований уполномоченного органа и своевременно заявлять об исключении из объема ответственности сумм штрафов за налоговые правонарушения со ссылкой на комментируемое постановление.