- КС РФ о праве гражданина-банкрота быть истцом
- ЦБ РФ установил порядок ведения перечня контролирующих лиц финансовых организаций
- Кто контролирует операции по счету в казначействе?
- Распределение вознаграждения между арбитражными управляющими
Банкротство граждан. Процессуальные вопросы
КС РФ о праве гражданина-банкрота быть истцом
КС РФ рассмотрел вопрос о праве гражданина-банкрота самостоятельно от своего имени обращаться в суд с исками о взыскании задолженности перед ним по заработной плате.Возможно два варианта. В случае, когда требование по заработной плате подлежит исключению из конкурсной массы, должник вправе лично обращаться в суд с требованием о ее взыскании.
Если же требование по заработной плате подлежит включению в конкурсную массу, гражданин утрачивает право на самостоятельное обращение в суд и подать иск может финансовый управляющий с привлечением гражданина к участию в процессе.
Если же финансовый управляющий по каким-то причинам бездействует, гражданин-банкрот не лишен возможности оспаривать его бездействие в судебном порядке, а при утрате возможности ко взысканию - предъявить и требование о взыскании с управляющего убытков.
Кредиторам должников-граждан необходимо учитывать значительные ограничения, предусмотренные Законом о банкротстве для распоряжения должником своими доходами. В связи с эти, рекомендуем проверять, все ли меры были приняты финансовым управляющим для выявления счетов гражданина и источников его доходов. При необходимости, целесообразно понуждать управляющего к совершению необходимых для этого действий и оказывать ему поддержку в поиске информации. Неправомерное распоряжение должником получаемыми помимо основного счета денежными средствами может стать поводом для неосвобождения последнего от долгов.
Изменения законодательства о банкротстве
ЦБ РФ установил порядок ведения перечня контролирующих лиц финансовых организаций
26 июля 2021 года вступило в законную силу Указание ЦБ РФ № 5814-У от 09.06.2021 о форме, порядке и сроках предоставления в Банк России информации о контролирующих лицах кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов .Теперь Банк России ведет перечни лиц, контролирующих финансовые организации, в отношении каждой финансовой организации, в электронном виде и размещает информацию на официальном сайте, если иное не оговорено при направлении сведений регулятору.
В Указании подробно описываются какие документы и в какой срок должны предоставляться, случаи признания лиц контролирующими, их исключения из перечня, подробно описывается порядок и формат подачи документов в электронном виде.
Важно, что информация о контролирующих их лицах должна быть первично направлена финансовыми организациями в Банк России не позднее 23.09.2021.
В связи с существенным изменением подхода к определению понятия контролирующих финансовые организации лиц с точки зрения предоставления информации в ЦБ РФ, рекомендуем до 23.09.2021 осуществить комплекс мероприятий, направленных на:
- выявление всех лиц, соответствующих понятию контролирующих, в том числе, с позиции ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
- подготовку и направление информации и документов в соответствии с Указанием регулятору;
- корректировку корпоративных документов и процедур для обеспечения системного контроля за актуальностью и своевременностью предоставления дополнительной и уточняющей информации в ЦБ РФ, а также выявления всех категорий контролирующих лиц;
- регулярную оценку рисков ответственности контролирующих лиц на стадии определения структуры бизнеса, принятия корпоративных решений и совершения сделок.
Взыскание убытков с контролирующих лиц
Кто контролирует операции по счету в казначействе?
ВС РФ разбирался в хитросплетениях схемы вывода имущества должника в период процедуры наблюдения, продолжавшейся 5 лет. Все это время должник исполнял государственный строительный контракт, получая финансирование на лицевой счет в казначействе. При этом, 99% денежных средств переводилось субподрядчику. Текущие налоговые обязательства должник не исполнял. Это стало основанием обращения налогового органа в суд с жалобой на руководителя должника.Три инстанции отказали налоговому органу со ссылкой на то, что казначейство контролировало расходование денежных средств. Но Верховный Суд РФ отметил, что казначейство не проверяло выполнение должником обязательств по оплате текущих обязательств. Особый порядок распределения денежных средств, поступивших на лицевой счет, предусмотренный бюджетным законодательством, не может быть истолкован как исключающий судебный контроль над процедурой расходования руководителем должника или арбитражным управляющим денежных средств и соблюдения установленной очередности погашения текущих обязательств в процедуре банкротства.
Процедура наблюдения – последний шанс Должника на почти беспрепятственный вывод активов из поля зрения кредиторов. Руководители не отстранены, возможность выводить имущество сохраняется, как и возможность рисовать мнимые сделки. Возможности кредиторов и арбитражного управляющего по контролю, напротив, ограничены.
В таких обстоятельствах особенно важным становится взаимодействие с временным управляющим и иными кредиторами в целях подачи ходатайства об отстранении руководителя должника еще в процедуре наблюдения, а также о принятии обеспечительных мер, ограничивающих полномочия руководителя сверх установленных Законом о банкротстве.
Арбитражный управляющий
Распределение вознаграждения между арбитражными управляющими
В ходе процедуры банкротства конкурсным управляющим было реализовано залоговое имущество на существенную сумму. По итогам процедуры конкурсного производства суд утвердил управляющему процентное вознаграждение в размере 6 млн. руб., которое было выплачено.Но прежний управляющий обратился с заявлением о взыскании с излишне выплаченного его преемнику вознаграждения, поскольку оно было определено судом в том числе и за период полномочий заявителя. Но нижестоящие суды отказали предшествующему управляющему в связи с пропуском специального трехмесячного срока на обращение с требованием об установлении суммы процентов.
ВС РФ отметил, что в данном случае вопрос об установлении процентов уже был разрешен судом, следовательно, правила о соблюдении трехмесячного срока не применяются. В рассматриваемом случае, требования первого управляющего не адресованы к должнику или заявителю по делу о банкротстве, они заявлены в адрес второго управляющего и касаются лишь возврата безосновательно полученной им части вознаграждения.
Размер вознаграждения арбитражного управляющего не всегда соответствует реальному вкладу управляющего. В связи с этим кредиторам и собственникам должника стоит анализировать деятельность управляющего и своевременно реагировать в случае потенциальной или даже уже состоявшейся неадекватной его усилиям выплаты. Закон и сложившаяся судебная практика позволяют как снижать, так и вовсе исключать выплату вознаграждения. Это может повысить шансы на удовлетворение требований кредиторов в бОльшем размере, особенно когда речь идет о процентах.