Загрузка...
12.04.2022
6 мин. на чтение

Банкротство: MustRead. Санкции - выпуск 5

Bankruptcy_sanctions.jpg

Изменение законодательства

Новые факторы банкротства: законопроект о безвозмездном принудительном изъятии имущества

Государственный Совет Республики Крым внес на рассмотрение Госдумы РФ внесен законопроект о дополнении п. 2 ст. 235 ГК РФ положениями, направленными на расширение перечня оснований безвозмездного изъятия имущества у собственника в принудительном порядке.

Положения законопроекта распространяются на имущество, которое находится на территории РФ и по состоянию на 24.02.2022 принадлежит «недружественным» государствам и лицам, прямо или косвенно связанным с ними. Перечень таких государств был утвержден Правительством РФ 05.03.2022.  Изъятие допускается в отношении всех видов активов.

Предполагается, что изъятие имущества будет осуществляться на основании решения уполномоченного государственного органа без возмещения стоимости. Предполагается, что приостановление действия такого решения государственного органа власти будет невозможным.

Законопроект также предусматривает наделение субъектов РФ правом самостоятельно определять порядок принудительного изъятия имущества и наделять свои органы государственной власти соответствующими полномочиями

Сложно говорить о перспективах принятия данного законопроекта. Но можно отметить, что на практике проекты регионов достаточно редко становятся в итоге законами. В случае принятия законопроекта, компании с иностранным участием с высокой степенью вероятности могут оказаться банкротами ввиду утраты активов, но сохранении при этом текущих и ранее возникших обязательств. Необходимо учитывать, что корректировка ГК РФ направлена не на регулирование национализации, поскольку та предполагает возмездное изъятие активов, а на совершенно иной способ прекращения права собственности.

Рекомендуем компаниям с иностранным участием и их контрагентам отслеживать продвижение данного законопроекта и оценить риски последствий его принятия для своей компании и текущих правоотношений.

Источники:

Интерфакс-Недвижимость
РБК



Закон об уголовной ответственности за «следование санкциям» внесен в Государственную Думу

Законопроект об уголовной ответственности за исполнение иностранных санкций, о котором мы писали ранее, был внесен в Государственную Думу РФ 7 апреля 2022 года и уже направлен в комитет по государственному строительству и законодательству.

Несмотря на указание в пресс-релизе Государственной Думы, в карточке законопроекта на момент публикации настоящего обзора отсутствует информация о содержании отзыва Правительства РФ. В свою очередь, авторы законопроекта заявили о наличии подобного отзыва, что позволяет перейти к рассмотрению законопроекта нижней палатой парламента. Как сообщает Российская газета, концептуальных возражений в части указанных мер уголовной ответственности у Правительства РФ не имеется. В сообщении также говорится о ряде технических замечаний, которые были высказаны правительственными экспертами (суть этих замечаний не раскрывается).

Свое мнение относительно законопроекта высказал и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Союз критически отнесся к подобной законодательной инициативе, отметив, что предлагаемая законопроектом редакция ст. 201 УК РФ будет иметь крайне негативные последствия для компаний, осуществляющих деятельность на территории России, и российской экономики в целом.

РСПП также выделил компании, менеджмент которых находится рискует попасть под действие потенциального закона:

  • иностранные компании и их дочерние общества, которые продолжают работать в России или планируют возобновить свою деятельность; обязанность соблюдения санкций для таких компаний вытекает из положений законодательства стран их инкорпорации и не может быть проигнорирована под риском аналогичной ответственности за рубежом;

  • российские компании, вовлечённые во внешнеэкономические отношения в т. ч. с государствами, не присоединившимися к санкциям против Российской Федерации. По мнению РСПП, такие компании могут лишиться своих иностранных партнеров, которые попадают под риск введения против них «вторичных» санкций.

Схожие аргументы приводят представители бизнес-сообщества в своем письме к спикерам Государственной Думы и Совета Федерации. Документ, подписанный руководителями ведущих бизнес-ассоциаций России, содержит информацию о возможных негативных последствиях принятия законопроекта в т. ч. усиление оттока иностранных инвестиций (посредством ликвидации бизнеса в России) и миграции топ-менеджмента.

Напомним, что в 2018 году именно позиция РСПП и бизнес-сообщества сыграли ключевое значение в снятии аналогичного законопроекта с повестки.

Рекомендуем продолжать отслеживать судьбу данного законопроекта и оценить риски его применения в случае принятия законопроекта в отношении должностных лиц вашей компании.

В случае же принятия закона в текущей редакции следует ожидать возбуждение  уголовных дел против топ-менеджмента по ч. 2 ст. 201 УК РФ. Как мы отмечали ранее, и текущая редакция ч. 1 и 2 ст. 201 УК РФ может стать основанием за преследование за «следование санкциям».

Необходимо обращаться к специалистам для анализа текущих и потенциальных рисков, подготовки практических рекомендаций и заблаговременного формирования доказательств. Необходимо заранее фиксировать все, что может свидетельствовать о разумности и добросовестности действий менеджмента компании, их обусловленности не санкциями, а объективными экономическими обстоятельствами (при наличии предпосылок для этого).  

Источники:

Законопроект №102053-8
Российская Газета
РСПП




Введение внешнего управления не откладывается

Одновременно с информацией о том, что власти приняли решение приостановить движение по законопроекту о внешнем управлении в связи с его доработкой (в частности, в отношении механизма возвращения иностранных компаний в РФ) появились данные о внесении в Госдуму нового законопроекта.

Он относится к иностранным компаниям, которые объявили об уходе с российского рынка. Закон будет применяться к организациям, одновременно соответствующих двум условиям: (1) принадлежность прямо или косвенно более 25% акций (долей) иностранным лицам и (2) существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в РФ в целом или в отдельном субъекте РФ.

Важно отметить, что в целях законопроекта предполагается, что следующие организации соответствуют второму условию:

  • деятельность в сфере производства, переработки или реализации социально значимых продовольственных товаров и товаров первой необходимости, или в отношении которых предусмотрена возможность государственного регулирования цен;

  • деятельность в условиях естественной монополии и (или) доминирующего положения на товарном рынке в соответствии с антимонопольным законодательством РФ;

  • организация является единственным производителем определенных видов продукции, либо единственным поставщиком продукции, не имеющей российских аналогов, включенным в реестр единственных поставщиков;

  • численность работников составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта;

  • прекращение или нарушение деятельности организации может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, прекращение эксплуатации объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, объектов энергетики, промышленности или связи, а также иных социально значимых объектов;

  • прекращение деятельности (нарушение функционирования) организации может привести к дестабилизации, необоснованному увеличению розничных цен на указанные выше товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) данной организацией или иными организациями, для потребителей в РФ или в субъекте РФ;

  • организация участвует в цепочке значимых производств и прекращение ее деятельности (нарушение функционирования) может привести к прекращению деятельности иных организаций, указанных выше.

Внешняя администрация может быть назначена по решению суда. До обращения в суд решение о внешнем управлении по таким компаниям будет приниматься межведомственной комиссией при Минэкономразвития по предложениям других министерств и глав регионов. Как следует из комментариев Госдумы, иностранным собственникам сохранят возможность возобновить работу в России или продать пакет акций.

Действие законопроекта предполагается распространить на достаточно широкий круг хозяйственных обществ, имеющих соответствующий объем иностранного участия. Организациям, потенциально подпадающим под действие законопроекта и не исключающим продолжение своей деятельности на территории РФ, рекомендуем взвешенно подходить к принятию решений, направленных на прекращение или приостановление деятельности компаний и реализацию связанных с этим мероприятий (увольнение сотрудников; прекращение  исполнения основных договорных обязательств и т. п.).  

По словам представителей властей, пока иностранные организации сотрудничают с ведомствами РФ, не разрывают договоры об аренде, не распродают свои активы и выполняют свои обязательства перед сотрудниками, смысла вводить внешнее управление нет. Предполагается, что в перспективе какие-либо действия в сторону внешнего управления будут предприниматься в зависимости от политики компаний и их действий, направленных на сохранение предприятий и рабочих мест.

Источники:
Известия
Законопроект №104796-8
Государственная Дума


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.10.2024

Правила продажи доли банкрота в уставном капитале общества. Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о правилах продажи доли банкрота в ус...

Смотреть

26.11.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 11–24 ноября 2024

Продлен запрет на оплату долей в иностранных компаниях без разрешения ЦБ; утверждены правила лицензирования в сфере ...

12.11.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 28 октября – 10 ноября 2024

Особенности корпоративного управления в «дочках» ЭЗО хотят расширить; ряд антикризисных мер могут продлить; актуализир...

29.10.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 14–27 октября 2024

Расширен перечень закрытых конкурентных способов определения поставщиков; ряд временных мер поддержки в госзакупках мо...

15.10.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 30 сентября – 13 октября 2024

Условия для признания цены монопольно высокой/низкой скорректировали; штрафы за воспрепятствование проверкам могут повысить;...