Банкротство: MustRead. Санкции - выпуск 2
Изменения законодательства
Банк России одобрил законопроект о внешнем управлении «уходящих» организаций и предложил важные изменения
Вслед за налоговым органом свои предложения относительно нашумевшего законопроекта «О внешней администрации по управлению организацией», подготовленного Минэкономразвития, высказал и Банк России.
ЦБ РФ согласовал законопроект при условии его доработки по ряду направлений. Ключевые из предлагаемых корректировок приведены ниже:
1. Предложено конкретизировать критерии, по которым будут определяться организации, подпадающие под внешнее администрирование, в частности:
-
использование понятия контролирующего лица иностранной компании может затруднить применение закона, поскольку по действующему законодательству информацию о таких лицах обязаны раскрывать только финансовые организации;
- фактическое прекращение управления деятельностью компании ее руководителем, иными органами управления или совладельцами как один из критериев назначения внешней администрации подлежит корректировке; сам факт прекращения деятельности руководителем не является критичным для организации при наличии заместителей, лиц, на которые возложено исполнение обязанностей руководителя.
3. Предлагается дополнить ограничения прав иностранных владельцев российских компаний запретом на:
-
получение оплаты стоимости доли (акций)в период деятельности внешней администрации, если иностранный владелец продал ее своей российской «дочке» после 24 февраля 2022 года;
-
принятие на общем собрании решения об уменьшении уставного капитала;
- возврата иностранным «недружественным» участникам материальной помощи и сумм, привлеченных в форме субординированных инструментов, до даты введения внешнего управления, за исключением случаев, когда такой возврат разрешен решением суда.
5. Предоставить Банку России право инициировать процедуру внешнего управления в финансовых организациях и определять особенности данной процедуры для поднадзорных ему лиц. В том числе, исключить возможность переоформления лицензии на осуществление отдельных видов деятельности на новую организацию.
6. Внести соответствующие изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Предложенные Банком России корректировки к законопроекту затрагивают как финансовые (в т. ч. кредитные) организации, так и в целом хозяйственные общества, имеющие соответствующий объем иностранного участия. В текущей ситуации, организациям, потенциально подпадающим под действие законопроекта, следует внимательно следить за его судьбой.
Особое внимание регулятор уделяет вопросу предотвращения возврата в иные юрисдикции вложенного иностранными инвесторами капитала (как минимум в сроки, на которые вводится внешняя администрация). В указанной связи можно ожидать как введение новых механизмов имущественной, административной (уголовной) ответственности за указанные действия, так и корректировку правоприменительной практики по уже имеющимся видам ответственности.
Со сдержанным оптимизмом можно оценить предложение регулирующего органа по расширению числа моделей управления бизнесом «уходящих» компаний. Банк России, очевидно, сохраняет надежду на возврат иностранных инвесторов, как минимум в среднесрочной перспективе.
Важно также отметить, что предложенные Банком России корректировки не устраняют основные недостатки законопроекта, к числу которых следует отнести:
отсутствие гарантий эффективного управления компании с иностранным элементом в период действия временной администрации;
отсутствие правового регулирования ответственности за причиненный ненадлежащим управлением ущерб.