Что делать, если вас опередили с регистрацией товарного знака
Способ первый: подать возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку напрямую в Роспатент
Чтобы товарный знак, который зарегистрировал конкурент, признали недействительным, можно подать в Роспатент возражение против предоставления ему правовой охраны (на основании статьи 1513.1 Гражданского кодекса). Мотивом для подачи возражения может стать, например, то, что конкурент ввел потребителей в заблуждение относительно производителя товара (статья 1483.3 ГК).
Добиться успеха в этом случае вполне возможно, особенно если у вас уже есть доказательства того, что потребителя ввели в заблуждение — например, если вам поступила жалоба по факту ненадлежащего качества товара, который при проверке оказался чужим.
До того, как вы подадите такое возражение, его нужно тщательно продумать: после подачи его уже нельзя дополнять новыми мотивами оспаривания. Если Роспатент не удовлетворит ваше возражение, оспорить его решение можно в суде по интеллектуальным правам.
Способ второй: признать регистрацию товарного знака недобросовестной конкуренцией через антимонопольный орган
Федеральный закон «О защите конкуренции» запрещает приобретать и использовать исключительное право средства индивидуализации юридического лица, а также товаров, работ или услуг (статья 14.4). Поэтому регистрацию торгового знака можно признать недобросовестной конкуренцией и обратиться в Роспатент уже на этом основании. Один способ сделать это — подать заявление в антимонопольный орган.
Антимонопольные органы наделены широкими полномочиями по истребованию доказательств, в частности, они могут по собственной инициативе запрашивать у третьих лиц сведения и пояснения, связанные с обстоятельствами дела, привлекать к участию в деле иных лиц, а также экспертов и переводчиков. Это связано с тем, что антимонопольное законодательство защищает не интересы конкретного заявителя, а обеспечивает защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков в публичных интересах. Есть мнение, что и нарушители более сговорчивы, предоставляя информацию по запросу ФАС России и его территориальных ведомств.
Однако антимонопольный орган может и отказать в возбуждении дела, например, если не увидит признаков нарушения антимонопольного законодательства. Обжаловать решение антимонопольного органа можно в суде по интеллектуальным правам в течение трех месяцев со дня его принятия.
В случае успеха антимонопольный орган выносит решение и предписание об устранении нарушения и штрафе (для юридических лиц — от 100 до 500 тыс. рублей). Вам же нужно будет подать в Роспатент уже формальное возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку конкурента, приложив к нему решение антимонопольного органа. Нового разбирательства, было ли нарушение правил о конкуренции, в Роспатенте уже не происходит: он сразу признает товарный знак недействительным.
Способ третий: признать действия правообладателя недобросовестной конкуренцией через суд
Вы также можете обратиться в Роспатент с решением суда по интеллектуальным правам, который признает регистрацию торгового знака недобросовестной конкуренцией.
Суд решает вопрос о наличии или отсутствии недобросовестности ответчика по отношении к истцу, а также о существовании между ними конкурентных отношений. В отличие от административного процесса, в суде стоит вопрос о защите прав конкретного истца, и именно он должен доказать нарушение его прав ответчиком.
Обычно мы рекомендуем обращаться в суд в случае, когда на руках достаточное количество доказательств нарушения. Суд оказывает некоторое содействие в доказывании по ходатайству сторон, но его полномочия по сравнению с полномочиями антимонопольного органа ограничены, и процесс носит состязательный характер.
То, что судебный процесс ограничен строгими рамками, можно одновременно рассматривать и как плюс этого способа: чем больше регламентации, тем больше предсказуемости. Решение, которое вынесет суд, можно обжаловать в кассационном порядке в президиум того же судебного органа в течение двух месяцев со дня его принятия.
В случае успеха, как и в способе втором, вы подаете в Роспатент формальное возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку, приложив к нему решение суда.
Способ четвертый: воспользоваться злоупотреблением правом со стороны конкурента
Еще один вариант — это подать в Роспатент возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку на основании того, что суд признает действия правообладателя по регистрации товарного знака злоупотреблением правом. Правда, суд может вынести такое решение только при рассмотрении иного дела, например, если недобросовестный конкурент уже успел обратиться в суд с иском о нарушении прав на его товарный знак.
Какие меры можно принять заранее
- Зарегистрируйте ваш бренд в качестве товарного знака (предварительно проверив его на уникальность). В таком случае Роспатент будет отказывать конкурентам в регистрации сходных товарных знаков.
- Регистрируйте товарный знак или промышленный образец не только в отношении обозначений, но и в отношении товара, его формы, этикетки, упаковки и отдельных отличительных элементов (например, цветовых решений). Для этого элементы должны быть оригинальны и не обусловлены лишь функциональным назначением.
- Если сходство обозначений с товарным знаком, который хочет зарегистрировать конкурент, не очевидно, то можно разъяснить их Роспатенту, направив письмо-оппозицию. Это существенно снизит риск недобросовестной регистрации.
- Если же регистрация все же состоялась — вы можете оспорить ее в Роспатенте не позднее пяти лет с даты регистрации товарного знака. Для обжалования решения Роспатента придется обратиться уже в суд по интеллектуальным правам.
- Регулярно отслеживайте регистрацию сходных обозначений. Можно обратиться в Федеральный институт промышленной собственности либо воспользоваться одним из онлайн-сервисов, которые занимаются проверкой по базам данных, которые соответствуют реестрам Роспатента и Всемирной организации интеллектуальной собственности.
- Если вы выявили на рынке продукты со сходным обозначением, нужно собрать доказательства: видео- и фотосъемку товаров и ценников, момента оплаты на кассе; сбор чеков, квитанций и других документов, сопоставление наименования фактического продавца с информацией в чеке. Если нарушение происходит онлайн, зафиксируйте содержание интернет-сайта с предложением товаров.