Как составить пользовательское соглашение на сайте компании
1. Оформите отношения с пользователем
Чтобы компания могла доказать, что клиент действительно принял условия пользовательского соглашения, необходимо:
идентифицировать пользователя и предложить ему зарегистрироваться, указав номер телефона или адрес электронной почты;
ознакомить пользователя с полным текстом пользовательского соглашения и разместить поле выражения согласия в самом конце текста;
позволить пользователю перейти на сайт только после того, как он принял условия соглашения. Лучше отказаться от предустановленных галочек: если пользователь ставит их сам, это дополнительно доказывает его согласие с условиями;
дать пользователю возможность сохранить полный текст соглашения на своем компьютере: в таком случае считается, что сделка совершена в письменной форме.
2. Получите согласие на обработку персональных данных
Для любых действий с персональными данными пользователя нужно иметь его согласие на их использование. Поэтому в текст соглашения можно добавить пункты об обработке персональных данных.
По российским законам на сайте также нужно разместить отдельный документ о политике конфиденциальности.
3. Добавьте пункт о согласии на получение рекламной рассылки
Чтобы распространять рекламную рассылку, вам тоже необходимо согласие пользователя. Этот пункт можно встроить в пользовательское соглашение.
Важно, чтобы пользователь имел возможность отказаться от рекламы. Для этого нужно добавить эту функцию в сами рекламные сообщения или указать на сайте контакт, к которому можно обратиться для отписки.
Если пользователи сайта могут сами отправлять рекламные сообщения, в соглашение стоит включить ограничения — например, запрет на распространение спама.
4. Установите правила использования контента
Если сайт содержит объекты интеллектуальной собственности, в пользовательском соглашении стоит сообщить об авторских и исключительных правах на эти объекты, определить правила их использования и предупредить об ответственности за нарушение этих правил.
Если пользователи загружают или производят контент, который может представлять ценность для компании, в соглашение можно включить условия лицензионного договора, определяющие порядок и пределы использования этого контента компанией.
5. Предупредите пользователя об ответственности за размещаемый контент
В соглашение нужно включить условия о порядке публикации информации на сайте, о полной ответственности пользователя за размещение контента и обязанности соблюдать закон (например, в сфере авторских и исключительных прав и информации, распространение которой ограничено или запрещено).
Если контент не соответствует установленным требованиям, владелец сайта вправе его удалить.
6. Сделайте оговорку об ознакомительном характере информации
Если вы указываете на сайте наименование и цену товаров, которые вы продаете, это предложение считается публичной офертой, и вы будете обязаны заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар.
Иногда предприниматели хотят сохранить возможность корректировать условия продажи — например, если цену нужно устанавливать в индивидуальном порядке или товара может не быть в наличии. В этом случае в пользовательском соглашении, а также на странице товара стоит указать, что размещенная информация «не является публичной офертой и носит ознакомительный характер». Эта оговорка с большой вероятностью будет иметь юридическую силу, если вы заключаете договоры с юридическими лицами или предпринимателями. Но и в случае, если вы работаете с физическими лицами, оговорка может теоретически сократить количество потенциальных споров.
Продавец также может ограничить срок, в течение которого размещенная информация о товаре будет актуальной.
7. Обозначьте, что вы лишь посредник между сторонами договора
Владельцы агрегаторов информации о товарах и услугах должны включать в пользовательское соглашение оговорку о посредническом характере своей деятельности. Они должны детально описать свою роль во взаимоотношениях между пользователем и продавцом (или исполнителем услуги), который размещает предложения на странице агрегатора.
Если пользователь заключает договор не с агрегатором, а с продавцом, разместившим рекламу на сайте, права и обязанности возникают непосредственно у продавца. Если пользователь недоволен тем, как продавец исполняет договор и предъявляет агрегатору претензии или требования, агрегатор может сослаться на пользовательское соглашение, в котором указано, что он не брал на себя функцию урегулирования конфликтов.
Если же агрегатор берет на себя часть ответственности перед потребителем, информацию об этом также необходимо включить в пользовательское соглашение.
8. Подумайте о клиентах за рубежом
Потенциально компания должна учитывать законодательство всех стран, где доступен ее сайт. С этой задачей можно справиться с помощью местного консультанта. Если соблюсти локальные требования сложно, а санкции за их нарушение значительны (например, в сфере регулирования обработки персональных данных или эмиссии ценных бумаг), то стоит ограничить доступ к сайту для определенных стран.
9. Установите особые правила использования сайта
Взаимоотношения, которые не урегулированы законом, также лучше тщательно регламентировать, чтобы ограничить свою ответственность и исключить предоставление гарантий. Например, стоит детально описывать правила участия в программе лояльности и размещения отзывов и рекомендаций.