Загрузка...
03.09.2024
3 мин. на чтение

Защита прав участников морской деятельности через МАК и МКАС при ТПП РФ

В сложившейся геополитической обстановке именно третейское разрешение споров, особенно связанных с торговым мореплаванием, океаническим рыболовством, судостроением, является привлекательным и востребованным в силу автономии воли сторон, в том числе при исполнении решений. Подробнее рассказывает Наталья Присекина, партнер и руководитель Дальневосточного офиса юридической компании "Пепеляев Групп".

Морской арбитраж всегда имел особую релевантность для дальневосточных компаний, связанных с морской деятельностью.

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК) - один из старейших морских арбитражей в нашей стране и в мире. Учитывая необходимость обеспечения доступности третейского разбирательства в регионах России, целесообразным и перспективным представляется создание отделений МАК в отдельных федеральных округах, особенно в административном центре ДФО - Владивостоке. Этот вопрос остается чрезвычайно актуальным в текущих условиях, и его регулярно поднимают представители российских и иностранных компаний, связанных с морем, поскольку, по их мнению, на Дальнем Востоке должен быть свой форпост по защите их прав.

Дальневосточный федеральный округ является значимым и перспективным регионом, главной составляющей в области как морских перевозок, так и океанического рыболовства, судостроения и судоремонта. Порты Дальнего Востока сегодня - основные морские ворота России. Крупнейшие морские, речные торговые и рыбные порты расположены во Владивостоке, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, Сахалинской области, и их количество увеличивается. Регион граничит с КНР, Японией, Республикой Корея, КНДР, находится в относительной близости ко многим странам АТР. В условиях изменения значимости международных транспортных коридоров, переориентации морских грузопотоков и их увеличения в восточном направлении существенна для страны роль дальневосточных портов в сохранении дальнейшего тренда на рост грузооборота со странами АТР. 

Контейнерный экспорт поменял балтийские терминалы на дальневосточные, так как на Дальнем Востоке большее количество работающих морских линий.

В рамках действующей программы правительства Российской Федерации по развитию отечественного судостроения на период до 2030 года и указа президента России "О развитии судостроения на Дальнем Востоке" Дальневосточный центр судостроения и судоремонта ведет создание новых судостроительных мощностей для освоения континентального шельфа РФ и привлекает иностранных инвесторов. Разработана и действует контрактная система с участием иностранных компаний по поставке запчастей.

На международном "Морском конгрессе - Дальний Восток" в 2024 году центральной темой диалога стал разворот России с Запада на Восток и усиление роли Китая и стран АТР во внешнеэкономической политике РФ применительно к отрасли судостроения и судоходства. Так, китайские грузоотправители планируют совершить 18 рейсов по Северному морскому пути в 2024-м, что более чем в два раза превышает прошлогодний показатель. Приморье позиционируется как площадка для строительства новой российской верфи. В случае одобрения проекта приморская суперверфь обеспечит создание флота для развития Севморпути.

В 2022 году транспортная группа FESCO запустила регулярную морскую линию Владивосток - Хайфон - Хошимин - Нинбо - Владивосток. Президент России Владимир Путин заявил о развитии этого пути как об одном из перспективных направлений сотрудничества с Вьетнамом.

На Восточном экономическом форуме в 2019 году в присутствии президента РФ и премьер-министра Индии подписано соглашение о развитии морского сообщения между Владивостоком и Ченнаи. Стороны возлагают большие надежды на этот морской коридор, его эксплуатация позволит повысить товарооборот как между Индией и Россией, так и между Азией и Европой в целом.

Вышеуказанные факторы могут служить существенным импульсом для заинтересованных сторон включать в свои контракты арбитражную оговорку о передаче возникающих споров в отделение МАК во Владивостоке.

Пока возможность открытия отделения МАК рассматривается ТПП РФ с учетом востребованности третейского разбирательства в области морского права в регионе, заинтересованности профессионального сообщества, отсутствия юридических запретов и ограничений, а также наличия во Владивостоке работающего отделения Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ (МКАС), участники морской деятельности вполне могут использовать все преимущества арбитража, включая "дальневосточную" арбитражную оговорку отделения МКАС Владивосток в свои контракты.

Источник: «Российская газета»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Наталья Присекина
Партнер, руководитель Дальневосточного офиса
n.prisekina@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

24.09.2024

Единый недвижимый комплекс и переквалификация движимого имущества в недвижимое. Налоговый спор

В этом ролике Наталья Стенина, партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», и Юлия Осипова, ведущий юрист «Пепеляев Групп», обс...

Смотреть

20.07.2024

Новые возможности урегулирования споров в институтах коммерческого арбитража

Арбитраж развивается во всем мире благодаря своим преимуществам: быстроте, доступности, конфиденциальности, комфортности,...

15.07.2024

От альтернативы к приоритету – новые возможности по защите прав дальневосточных участников внешнеэкономической деятельности через МКАС при ТПП РФ

В статье партнера, руководителя Дальневосточного офиса «Пепеляев Групп» Натальи Присекиной рассматриваются преимущества ...

11.03.2024

Приморская ТПП предложила инструмент для решения споров с зарубежными партнерами

На фоне беспрецедентного всплеска деловых связей с азиатскими партнерами (по недавно опубликованным данным Федеральной таможенной...

12.01.2024

Вступили в силу изменения в АПК РФ

С 5 января 2024 г. вступили в силу изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ в части сроков и порядка арбитражного...