Загрузка...
27.08.2019
5 мин. на чтение

Станут ли зрелища доступнее для публики?

Все мы знаем, как тяжело купить билет на хороший спектакль или на выступление любимого артиста. Наверное, поэтому, найдя в Интернете информацию о нужном спектакле и выступлении, мы, почти не задумываясь, покупаем билеты. Да и в предложении о продаже нас ничего не смущает, пройдя по появившейся ссылке, мы заходим на сайт и видим знакомые интерьеры театра, концертного зала, узнаваемые лица …. И лишь получив от курьера билет, мы видим, что указанная на нем цена отличается от той, которую мы заплатили. В чем же дело?

Оказывается, билеты мы все чаще покупаем на сайтах-двойниках. От высоких цен страдаем мы, потребители. Страдают и театры, концертные залы, поскольку перекупщики возвращают театрам, концертным залам невыкупленные билеты по их полной (номинальной) стоимости, как правило, в день проведения спектакля, а театр, концертный зал уже не имеют возможности продать их своим зрителям. То есть зритель на спектакль не попадает, а театр не получает деньги за билеты, которые он мог бы продать, если бы у него их не выкупили перекупщики.

Так, например, зафиксированы случаи, когда установленная Большим театром максимальная цена на спектакль в размере 12 тысяч рублей возрастала до 150 тыс. рублей при перепродаже указанных билетов перекупщиками.

Сайты двойники есть у большинства самых любимых публикой театров и концертных залов - у Большого театра, Ленкома, Мариинского театра, театра «Современник», МХТ им.Чехова, МХАТ им. Горького, театра на Таганке, Театра наций, Театра имени Вахтангова, Театра Станиславского и Немировича-Данченко, Московской консерватории им. П.И. Чайковского и многих других. При поиске в сети Интернет мы обнаружили, что двойники есть более чем у тридцати театров.

Какие они – театральные сайты-двойники?

Сайтами-двойниками в этой статье мы называем сайты, посвященные одному конкретному театру или иному учреждению культуры. Эти сайты не обязательно копируют контент и оформление официального сайта театра, бывает, что их информационное наполнение (а иногда и сходное доменное имя) просто создают впечатление, что посетитель находится на официальном сайте театра. Часто уже сам факт того, что конкретному театру посвящен весь сайт, а в его домене так или иначе используется название театра, заставляет посетителя полагать, что сайт официальный. Говоря о сайтах-двойниках, мы не подразумеваем сайты аггрегаторов и агентов, на которых можно приобрести билеты в самые разные учреждения.

Еще несколько лет назад можно было довольно легко определить сайты-подделки на глаз – как правило, их оформление сильно уступало официальным порталам, в оригинальный дизайн и архитектуру которых владельцы вкладывали много ресурсов. «Театральные» сайты-двойники сегодня используют и размещают актуальную афишу, схему зала, удобную систему заказа билетов, информацию о театре - в целом они выглядят довольно презентабельно и, как правило, сразу не вызывают подозрений.

Более того, благодаря контекстной рекламе эти сайты могут появляться в первых строчках в результатах поиска, зачастую, выше чем официальные сайты театров, что способствует более частому переходу на них.

Целый ряд сайтов-двойников, к примеру, выполнен буквально «под копирку». Они одинаково структурированы: их отличительной, узнаваемой чертой является то, что на центральной части страницы демонстрируется фотография или видеоряд с интерьерами и внешним видом учреждения культуры, на который накладывается его название шрифтом белого цвета, например: "БИЛЕТЫ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 243-й театральный сезон, ОФИЦИАЛЬНЫЕ БИЛЕТЫ". Ниже - афиша на текущий месяц, общая информация о театре. Лишь в самом низу страницы мелким шрифтом будет указание, что сайт принадлежит перекупщикам: «Консьерж-сервис по оказанию услуг по подбору, бронированию и доставке билетов. Не является официальным сайтом <…> театра». К тому же, по данным сервиса whois, администратором многих из этого ряда сайтов выступает одно юридическое лицо.

Некоторые театры и концертные площадки уже начали бороться с такими перекупщиками (Мариинский театр, Михайловский театр, Санкт-Петербургский театр комедии имени Акимова, Крокус Сити Холл). Подробнее о способах справляться с этим явлением читайте ниже в нашем материале.

Формально, заказчик вправе в любое время в одностороннем внесудебном порядке отказаться от получения услуги, что прямо предусмотрено п. 1 ст. 782 ГК РФ. Несмотря на свои специфические особенности, договор об оказании театрально-зрелищных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг, по которому зрителю за плату осуществляется показ спектакля или предоставление иной услуги. Такой договор подчиняется всем правилам, относящимся к договору возмездного оказания услуг, поэтому театр обязан вернуть стоимость возвращенного билета.

До 2010 года при возврате посетителями билетов театры руководствовались письмом Минкультуры СССР от 19 июля 1989 г. № 2614-06/10-46 «О Порядке возврата театральных билетов», в соответствии с которым лицо, которое приобрело билет, имело право возвратить его не позднее чем за трое суток до дня проведения мероприятия с возмещением 50% стоимости билета. Нельзя не отметить, что данные правила вступали в противоречие с п. 1 ст. 782 ГК РФ, но все же в связи с их отменой проблема, связанная с недобросовестными перекупщиками обострилась. В данный момент государство предпринимает определенные шаги в направлении регулирования сферы продажи билетов.

Как государство решает проблему?

С 1 сентября 2019 года вступают в силу изменения в Основы законодательства Российской Федерации о культуре». На рассмотрении в Государственной Думе находится связанный законопроект –– «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Целью изменений является совершенствование порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия, а также решение проблем, связанных с незаконной перепродажей билетов по цене выше стоимости услуги, указанной в билете.

Изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2019 года, вводят в данную сферу следующее регулирование:

  • Театры, музыкальные и танцевальные коллективы, концертные организации, концертные залы, цирки и музеи (далее - организации культуры) сами устанавливают цены на свои мероприятия;

  • реализацией билетов могут заниматься только сами организации культуры либо лица, уполномоченные ими на основании договора (далее – уполномоченные лица);

  • уполномоченные лица могут взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, в том числе за доставку билетов, но их общая стоимость не должна превышать 10% от стоимости билета;

  • В случаях отмены, замены или переноса мероприятий, посетителю возмещается полная стоимость билета самой организацией или уполномоченным лицом;

За нарушение требований к реализации и возврату билетов пока предполагается ввести административную ответственность:

  • На граждан-нарушителей может быть наложен административный штраф в размере 100-300 тыс. рублей, на должностных лиц – от 150-400 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей – 200-500 тыс. рублей, на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Работа государства в данном направлении в целом соотносится с Концепцией проекта федерального закона «О культуре», который в марте 2019 года представило на своем сайте Министерство культуры РФ. Цель будущего закона - закрепление правовых механизмов, способствующих созданию в обществе насыщенной культурной, интеллектуальной, духовной среды. Предполагается, что прозрачные правила работы театров и агентов по продаже билетов могут способствовать большему спросу на различные культурно-зрелищные мероприятия.

Читать полностью: Новый Проспект


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.11.2024

Экспертиза в налоговых спорах на примере споров о переквалификации движимого имущества в недвижимое

В этом ролике Юлия Осипова, ведущий юрист «Пепеляев Групп», рассказывает о нюансах и нарушениях при проведении экспертиз в налоговых спорах на примере споров о переквалиф...

Смотреть

21.12.2021

Управляй и зарабатывай, или как превратить творчество в бизнес

7 и 8 февраля 2022 года в Цифровом деловом пространстве в Москве состоится международная образовательная конференция Distant...