Вперед, в 1990-е: зачем и как российский бизнес продвигается в ближнем зарубежье
После закрытия западных экспортных рынков российский бизнес активно взялся за освоение дружественных территорий — это движение не только в пространстве, но и во времени
Географическая близость, отсутствие языковых, культурных и политических барьеров развернули поток российских денег и проектов в сторону Казахстана и стран Средней Азии. Зачем российские компании начинают проекты в близлежащих дружественных странах, оправдываются ли их надежды и почему работа здесь напоминает «путешествие на машине времени» — рассказали участники дискуссии клуба Winner РБК Петербург, которая прошла в ресторане Siesta Fiesta.
«Для российских компаний закрылись почти все возможности по ведению бизнеса в дальнем зарубежье. Проблемы санкций, закрытых границ, ограничение банковских переводов не способствуют ведению бизнеса в Европе. А страны Африки и Латинской Америки пока недостаточно понятны», — объясняет рост интереса российских предпринимателей к ближнему зарубежью старший партнер «Пепеляев Групп», руководитель офиса в Санкт-Петербурге Сергей Спасеннов. Помимо свободного доступа, эти рынки обладают еще одним важным преимуществом — пустыми нишами. Отсутствие целого ряда товаров, услуг, современных технологий на рынках ближнего зарубежья — предпосылка для успешной экспансии. Неудовлетворенный спрос сформировали как релоканты из РФ, так и местное население, которое тоже ждет более современного сервиса.
[...]
Привлекательность рынков ближнего зарубежья уравновешивается не менее весомыми минусами, такими как национальные особенности бизнес-среды и высокие страновые риски. «Не стал бы сравнивать Среднюю Азию с Россией 90-х: тогда у нас иностранцам было гораздо проще. Если губернатор давал зеленый свет, проект становился флагманским и все работало — подписывались согласования, разрешения, строилось новое современное производство. В странах ближнего зарубежья все-таки сложнее — из-за особенностей менталитета», — констатирует Сергей Спасеннов. Российский бизнес на незнакомых азиатских рынках сталкивается не только с регуляторными сложностями, но и с локальными правилами, неочевидными для чужака. «Инвестору сразу говорят: ребята, ищите мощного местного игрока, берите его в партнеры, и вам будет проще. Вы не будете ошибаться. Местный партнер, защищая интересы вашей совместной компании как своей, будет биться за каждую копейку», — поясняет Спасеннов.
Эксперт обращает внимание и на специфику местного рынка труда, способную стать тормозом для реализации проектов. «Уже сейчас с людьми проблема — с квалификацией, с мотивацией. У бизнеса есть понимание, что менеджеров придется завозить из России. Но в тот же Казахстан нельзя просто привезти топ-менеджера и сказать — он будет руководить предприятием. К экспатам повышенные требования, в том числе к образованию. Местные правила очень сильно продвигают своих граждан, и, прежде чем нанять одного иностранца, нужно, чтобы 10 местных было трудоустроено», — добавляет Сергей Спасеннов.
Источник: РБК