Владимир Лисин лишил РЖД части прибыли
Новые акционеры крупнейшего в России железнодорожного оператора ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) решили отказаться от выплаты дивидендов. Владелец 75% акций ПГК Независимая транспортная компания Владимира Лисина хочет оставить прибыль у оператора, чтобы избежать уплаты налогов. По прогнозам, чистая прибыль ПГК за второе полугодие составит около 10 млрд руб. В результате второй акционер компании государственное ОАО РЖД потеряет 2,5 млрд руб. доходов.
Вчера гендиректор ПГК Олег Букин заявил, что Независимая транспортная компания (НТК, владеет 75% минус 2 акции крупнейшего российского железнодорожного оператора) собирается предложить совету директоров ПГК голосовать против выплаты дивидендов по итогам 2011 года. Топ-менеджер пояснил, что НТК хотела бы избежать нежелательного налогообложения дивидендов. "До тех пор пока мы владеем (пакетом акций ПГК.— "Ъ") менее года, у нас выплаты дивидендов связаны с налогообложением в размере 9%, поэтому, скорее всего, мы не будем выплачивать",— цитирует господина Букина агентство "Прайм".
ПГК — крупнейшая в СНГ транспортная компания в сфере железнодорожных перевозок. В управлении ПГК находится более 235 тыс. вагонов (около 23% всех работающих в России вагонов). Доля компании в объеме перевозок грузов по сети российских железных дорог составила в 2010 году 22,5% (перевезено более 300 млн тонн). Выручка за 9 месяцев 2011 года — 88 млрд руб., чистая прибыль — 15,1 млрд руб. 75% минус 2 акции принадлежит структурам Владимира Лисина, 25% — РЖД.
До прошлой осени ПГК на 100% принадлежала государственному ОАО РЖД. С 2010 года компания почти всю чистую прибыль направляла на выплату дивидендов. В 2010 году ПГК заплатила монополии 85% чистой прибыли. По итогам первого полугодия 2011 года ПГК выплатила монополии 10,2 млрд руб. дивидендов. В октябре прошлого года НТК приобрела 75% акций оператора на аукционе за 125,5 млрд руб., после чего стратегия ПГК изменилась. В начале декабря совет директоров компании сообщил, что принято решение не платить дивиденды по итогам третьего квартала. Теперь выяснилось, что от выплат по второму полугодию компания хочет отказаться полностью.
Старший партнер "Пепеляев групп" Денис Щекин отмечает, что в соответствии с п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ при выплате дивидендов компания (являющаяся в данном случае налоговым агентом акционера) удерживает с российского владельца 9%, если он является акционером менее года и владеет долей меньше 50% уставного капитала.
По оценкам аналитика ИК "Метрополь" Андрея Рожкова, в среднем ежеквартальный показатель чистой прибыли ПГК в 2011 году составил около 5 млрд руб. Он говорит, что в четвертом квартале тенденция не менялась, соответственно, можно ожидать, что годовой уровень чистой прибыли компании в 2011 году составил около 20 млрд руб. "При сохранении существующей тенденции ОАО РЖД, как владелец блокпакета, могло бы заработать за второе полугодие еще 2,5 млрд руб.",—отмечает Андрей Рожков.
Аналитик говорит, что для ОАО РЖД потеря 2,5 млрд руб. не слишком существенна — например, это всего примерно 0,5% от общего объема инвестпрограммы монополии. В то же время глава ОАО РЖД Владимир Якунин в конце января говорил, что чистая прибыль компании по итогам 2011 года уменьшится в 4,4 раза и составит всего 17,7 млрд руб. Таким образом, дивиденды ПГК могли бы улучшить результат ОАО РЖД на 14%.