Загрузка...
09.04.2021
3 мин. на чтение

Верховный Суд напомнил о разумности

en
Пленум ВС РФ подготовил разъяснения по наиболее спорным вопросам применения судами антимонопольного законодательства. При этом, с одной стороны, он обеспечил правопреемство ранее выработанных подходов: его Постановление от 04.03.2021 № 2 (далее – новое Постановление) фактически полностью заменило Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ), за исключением оставшихся незатронутыми положений об административной ответственности. А с другой – красной нитью разъяснений стал сигнал о необходимости следовать принципу разумности, подразумевающему оценку поведения хозсубъектов через призму экономической стратегии и эффективности.

Принятия Пленумом ВС РФ нового Постановления довольно долго ждало все юридическое сообщество. За последние годы в правоприменительной практике накопилось не только много коллизий и вопросов, требовавших разрешения, но и уже сложившихся подходов к правовой оценке определенных действий хозсубъектов – их нужно было закрепить на уровне Верховного Суда.

В отличие от Постановления Пленума ВАС РФ, положения нового Постановления в большей степени отражают передовой опыт и тенденции развития правоприменительной практики в современных условиях, закрепляя правовые позиции по всем ключевым институтам антимонопольного регулирования и по процессуальным аспектам законодательства, касающимся особенностей рассмотрения такого рода дел и оспаривания отдельных актов регулятора.

В его рамках уточнены основания для применения правового режима группы лиц к хозяйствующим субъектам, в том числе в контексте коллективного доминирования. По сравнению с Постановлением Пленума ВАС РФ рассмотрен более широкий спектр составов нарушений антимонопольного законодательства, при исследовании которых долгое время возникали сложности в оценке правомерности использования отдельных коммерческих практик. При этом основной акцент сделан на специфике как рассмотрения дел о злоупотреблении доминирующим положением, так и выявления и доказывания различных схем картельных сговоров с учетом их распространенности и повышенной общественной опасности.

Среди прочего проанализированы особые случаи «связывающего» антиконкурентного поведения, а именно навязывание невыгодных условий договора, при которых приобретение одного товара ставится в зависимость от приобретения другого товара или услуги. Помимо этого, оценена правомерность дифференциации коммерческих условий по разным категориям потребителей. Затронут и вопрос о допустимости деятельности закупочных союзов в части согласования скидок между потребителями и поставщиками.

Значительную часть нового Постановления составляют положения, касающиеся особенностей оценки обстоятельств на стадии возбуждения дела, оспаривания решений коллегиального органа и соразмерности мер, предусмотренных в предписании.

Отдельные закрепленные позиции сформулированы осторожно, и с точки зрения правовой определенности не везде даны четкие ответы на спорные вопросы применения и толкования антимонопольного законодательства.

По некоторым составам Пленум ВС РФ ограничился скорее обобщением общепризнанных подходов. Отсутствие конкретики по аспектам, связанным с выявлением признаков ряда нарушений и особенностями их доказывания, может не полностью отвечать потребностям бизнеса в части дополнительных гарантий защиты в случае необоснованно предъявленных обвинений. Предприниматели по-прежнему несут соответствующие риски и могут находиться в довольно уязвимом положении, если антимонопольный орган неправильно квалифицирует их действия.

Однако значимость нового Постановления обусловливается еще и тем, что весь документ, в отличие от Постановления Пленума ВАС РФ, пронизывает идея о необходимости применять принцип разумности, подразумевающий анализ поведения хозсубъектов с точки зрения экономической эффективности. Подтверждение возможности бизнеса доказывать обоснованность и добросовестность своих действий создает положительные предпосылки для более тщательного исследования судами обстоятельств дела при вынесении решений с учетом объективных факторов, влияющих на экономическую политику хозсубъектов. Полагаем, такой подход будет способствовать изменению вектора антимонопольной политики регулятора в направлении более всестороннего применения и рассмотрения экономических доказательств нарушений.

При этом по-прежнему нерешенными остались вопросы разграничения составов коллективного доминирования и картелей, а также некоторые другие аспекты, связанные со стандартами доказывания отдельных действий хозсубъектов. Представляется, что единообразные позиции по ним на практике просто еще не сложились и потому пока не получили своего отражения на уровне Пленума ВС РФ.

И все же смягчение подходов к рассмотрению отдельных видов коммерческих практик, спорных с точки зрения допустимости их реализации, отражает положительную динамику. Правоприменитель все больше отходит от превалирующего значения формальных критериев при установлении антимонопольных нарушений и начинает учитывать потенциальное влияние действий хозсубъектов на состояние конкуренции на товарных рынках.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

11.12.2024

Уголовная ответственность за бумажный НДС: оздоровление деловой среды или риски для бизнеса

Подписан Федеральный закон от 23.11.2024 № 406-ФЗ, который вводит уголовную ответственность за торговлю вычетами «бумажного» НДС (новая статья 173.3 Уголовного кодекса РФ...

Смотреть

03.02.2025

Конкуренция и право. Обзор за 27 января – 2 февраля 2025 г.

Изменены правила определения страны происхождения товаров для госзакупок в ЕАЭС; обновлен порядок выдачи разрешений ...

28.01.2025

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 2 за 2025 г.

Кассация разъяснила порядок приостановления исполнения предписания в случае его обжалования; пропущенный телефонный ...

27.01.2025

Конкуренция и право. Обзор за 20–26 января 2025 г.

Закон № 223-ФЗ могут распространить на фонды и АНО; наказание за непредставление сведений по сделкам увеличат; за невыполнение...

23.01.2025

Правительство предложило унифицировать порядок проведения процедур торгов и участия в них заинтересованных лиц

Масштабные изменения в несколько федеральных законов (ЗК РФ, ГрК РФ, ВК РФ, ЛК РФ, законы о недрах, о приватизации государственного...