Ценовой вопрос – антимонопольный ответ
Первым шагом стало поручение ФАС России ее территориальным органам усилить постоянный мониторинг ценообразования на социально значимые продтовары, чтобы обеспечить эффективное функционирование рынков и повысить доступность товаров. Мониторинг ведется на предмет выявления фактов злоупотребления доминирующим положением, в том числе в форме необоснованного повышения цен, наличия картельных сговоров или согласованных действий участников рынка по поддержанию цен. Затрагивает он всю товаропроводящую цепочку – от производителя до торговых сетей. При выявлении незаконных действий теруправлениям предписано незамедлительно принимать меры реагирования: от предостережений до возбуждения антимонопольных дел.
Пример
ФАС России выдала предостережение руководителю компании DNS в связи с размещенным в соцсети Facebook (принадлежит Meta Platform Inc., чья деятельность на территории РФ запрещена), а также в мессенджере Telegram публичным заявлением о том, что возможен рост цен на бытовую технику. С позиции службы, такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства, в том числе ст. 11 и 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон) (Предостережение от 25.02.2022 № МШ/14833/22).
В фокусе внимания регулятора оказались производители, посредники, реселлеры, торговые точки наиболее значимых соцтоваров.
Так, проверка ведомством цепочек поставок сахара коснулась крупнейших производителей: НКО «Союз сахаропроизводителей России», ООО «Группа компаний „Русагро“», ООО «Русагро-Центр», ООО «Продимекс», ООО «ГК Доминант», ООО «Торговый дом „Доминант“» и ООО «ЧеховСахар». В Кемеровской области возбуждено антимонопольное дело (№ 042/01/11-327/2022) в отношении оптовых поставщиков по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона: заключение антиконкурентного соглашения путем установления с 1 марта 2022 г. торговой наценки, которое привело к росту отпускных цен. В Краснодарском крае – дело (№ 023/01/11-1091/2022) по признакам нарушения той же нормы в отношении двух сахарных заводов в связи с единовременным повышением оптовых отпускных цен и установлением их на одинаковом уровне. А в отношении крупнейшего в стране производителя сахара ООО «Продимекс» – дело по подозрению в незаконной координации экономической деятельности торговых сетей, которая привела к росту розничных цен.
ФАС России также начала проверку торговой компании «Мираторг» с целью изучить цепочку поставки мяса и провести оценку ценообразования на такую продукцию.
Проверки коснулись и цен на технику, детские товары. В частности, из-за многочисленных обращений граждан антимонопольное ведомство запросило в торговых сетях DNS и «Технопарк» информацию об обоснованности повышения цен на бытовую технику и электронику и в сети «Детский мир» – на детские товары. Отметим, что «Детский мир» отчитался о соблюдении добровольного самоограничения наценок и фиксации стоимости некоторых групп товаров. В частности, он не только снизил наценки в категориях «детское питание», «кормление и уход», «подгузники и гигиена» в среднем на 16%, но и на три месяца зафиксировал стоимость ряда позиций одежды и обуви на уровне января 2022 г.
Вместе с тем, как отмечает и само ведомство, с учетом сложившейся ситуации используемые инструменты не могут в полной мере обеспечить антимонопольный контроль за ценообразованием, требуются их совершенствование и введение новых механизмов. Например, сейчас общественные обсуждения проходит проект приказа ФАС России, направленный на сокращение сроков выдачи предостережений, в том числе за публичные необоснованные прогнозы о росте цен, – с десяти до двух рабочих дней.
Предостережение
Основанием для направления предостережения должностному лицу хозсубъекта является публичное заявление такого лица о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении (ст. 25.7 Закона о защите конкуренции).
Кроме того, ведомство продолжает разрабатывать инициативы и законопроекты, направленные на совершенствование механизма антимонопольного контроля за ценообразованием. Так, разработан проект приказа об установлении для субъектов, занимающих доминирующее положение, минимального объема выпускаемой продукции, который должен быть продан на товарно-сырьевой бирже. Предлагаемый норматив продаж – 10% от объема реализации на внутреннем рынке. Под лимит попадает 30 видов химической продукции. Таким образом служба предлагает решить проблему сдерживания цен на пластмассу.
Но наиболее обсуждаемой инициативой стал законопроект о временном распространении запрета на злоупотребление доминирующим положением на хозяйствующих субъектов, чья доля в обычных условиях не позволяет отнести их к доминантам.
Введение этих положений, с позиции ФАС России, позволило бы оперативно принимать меры в отношении недобросовестных предпринимателей, что способствовало бы восстановлению баланса спроса и предложения, а также справедливому ценообразованию на товарных рынках. Но законопроект не нашел поддержки у предпринимателей. В частности, из-за риска, что увеличится количество дел, в том числе в отношении среднего и малого бизнеса, с применением значительных оборотных штрафов до 15% от выручки за 2021 г.: в нынешних условиях такие суммы могут оказаться критичными для компаний.
В целом вектор деятельности ФАС России явно изменился. Совершенствуются механизмы контроля и обсуждаются новые, иногда довольно радикальные, инициативы.
Полагаем, такая ответная реакция ведомства логична и своевременна, направлена на предотвращение нарушений, которых исходя из обстоятельств может стать больше.
Однако некоторые ответные действия службы могут быть двойственными и не учитывать в полной мере интересы как государства, так и бизнеса. Более того, ряд инициатив может идти вразрез с давно существующими правовыми конструкциями и практикой. Велики риски, что нововведения будут продиктованы лишь необходимостью оперативно отреагировать на сиюминутные трудности и не будут учитывать дальнейшего влияния на деятельность хозсубъектов.
По нашему мнению, сложившаяся ситуация должна быть катализатором для совершенствования действующих механизмов регулирования, а не поводом отказаться от них. Очевидно, что, хотя изменения в сфере антимонопольного регулирования неизбежны, они должны вписываться в уже существующие правовые конструкции и не идти вразрез с общими принципами, в том числе заложенными в Конституции РФ.
Остается надеяться, что в столь непростое время совершенствование антимонопольного законодательства будет поэтапным и разумным, не противоречащим старым нормам и сложившейся практике, рассчитанным на возможность его постоянного применения.
Источник: «Конкуренция и право»