Есть у Стивена Кинга рассказ под названием «Иногда они возвращаются» (Sometimes TheyCome Back). Если кратко, то сюжет его заключается в том,что у главного героя хулиганы убивают брата, а затем гибнут в автокатастрофе. Проходит много лет, и у главного героя, ставшего учителем, в классе появляются новые ученики – точь-в-точь хулиганы из прошлого.
Именно это произведение «короля ужасов» пришло на ум, когда депутаты дополнили Налоговый кодекс новым платежом – торговым сбором. Думаю, те, кто еще помнит налоговую анархию 90-х, догадываются почему. Ведь из памяти неокончательно стерлись воспоминания о законе 1991 года «Об основах налоговой системы», которым был предусмотрен схожий платеж – сбор за право торговли.
Вчитавшись в текст новой главы НК РФ, пришел к выводу, что первая ассоциация оказалась правильной. Такое ощущение, что депутаты решили поиграть в хулиганов из упомянутого литературного ужастика и принять закон, убивающий попытки государства облегчить бизнесу налоговое бремя. Почему я так решил? Судите сами.
Никаких новых налогов? Да ладно!
Правительство уже давно заверяет бизнес, что никаких новых налогов вводиться не будет, а изменения должны касаться лишь умелого администрирования существующих. Этот курс подтвердил в недавнем послании Президент, говоря о фиксации на ближайшие 4 года действующих налоговых условий.
Депутаты формально этому следуют, ведь принят не торговый налог, а сбор. А то, что этот так называемый сбор по существу неотличим от налога, вряд ли их смущает.
Хотя чему удивляться? По
точному выражению Пепеляева, у нас сейчас начался период «растаскивания единой системы налогов». Поэтому небольшая хитрость с названием вполне себе вписывается.
Снижение уровня налогового контроля? Пожалуй, нет.
Неоднократно на самом высшем уровне говорилось о необходимости снижения уровня контроля над бизнесом. В очередной раз эта мысль была озвучена в Президентском послании 4 декабря 2014 года.
Но похоже, что инициаторы введения торгового сбора решили, что появление нового специального контролера (региональной/местной власти, которая будет смотреть, чтобы все торговые точки были учтены в налоговой и предоставляли для целей сбора верные сведения) нисколько не ухудшит положения бизнеса и контроль не будет навязчивым. Что ж, им, конечно, виднее.
Упрощение правил учета? Ни в этом случае.
Одним из главных достижений, о которых совершенно заслуженно рапортует налоговая служба, является снижение административных барьеров и упрощение правил регистрации и учета.
А вот депутаты решили сделать в этом направлении небольшой шажок назад –ведь теперь плательщики торгового сбора должны будут вставать на специальный учет, о чем направлять необходимые уведомления в инспекции.
Хотя может и верно мыслит законодатель, что лучше переучесть, чем недосчитаться?
Одно радует определенно: в Москве (Санкт-Петербурге, Севастополе) торговый сбор может быть введен только с 1 июля 2015 года, а на местном уровне – только после принятия отдельного федерального закона на этот счет. Вероятно,законодатели все же почуяли неладное и решили хоть таким способом снизить негативные последствия введения торгового сбора.