Загрузка...
29.04.2016
3 мин. на чтение

Верховный Суд РФ еще раз рассмотрит вопрос о праве налоговых органов контролировать цены по сделкам

За последние месяцы Верховный суд вынес сразу два судебных акта о праве налоговых органов контролировать цены по сделкам. В решении от 1 февраля 2016 г.судья ВС отказал в признании недействующим абз. 12 письма Минфина РФ от 18.10.2012 г. N 03-01-18/8-145, но сформулировал выводы, которые были истолкованы многими экспертами и ФНС РФ противоположным образом. А 11 апреля 2016 г. Коллегия по экономическим спорам ВС вынесла определение по делу, в котором прямо указала на отсутствие у территориальных налоговых органов права контролировать цены по сделкам. 12 мая 2016 г. апелляционная коллегия рассмотрит жалобу на решение ВС РФ от 1 февраля 2016 г. Согласится ли апелляционная коллегия с выводами экономической коллегии по другому делу?

Проблема заключается в том, что цены по сделкам между взаимозависимыми лицами стали подлежать фактически неограниченному контролю: со стороны ФНС РФ, если сделка является контролируемой, или территориальным налоговым органом, если сделка не признается контролируемой.

Практика нижестоящих арбитражных судов разделилась на 2 категории:

  • в около 60% судебных актах судьи указывали на наличие рассматриваемого права только у ФНС;

  • в 40% случаев судьи подтверждали наличие такого права у нижестоящих налоговых органов.

На уровне ВС РФ также были попытки разрешить этот вопрос. Но в отказных определениях судьи ВС РФ поддерживали выводы нижестоящих судов, прямо не указывая на отсутствие такого права у рядовых налоговиков.

01.02.2016 г. судья ВС РФ принял решение по делу № АКПИ15-1383 об оспаривании абз. 12 письма Минфина РФ от 18.10.2012 г. № 03-01-18/8-145. ООО "Минводы-Кровля" обжаловало право местных налоговых проверять цены по сделкам между взаимозависимыми лицами и на этом основании делать вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. ВС РФ хотя и осторожно, но сформулировал позицию об отсутствии права у территориальных налоговых органов контролировать цены по сделкам.

Однако ФНС РФ прокомментировало на своем официальном сайте это решение как допускающее право территориальных налоговых органов проверять цены. Аналогичную позицию занял Минфин РФ в Письме от 25.02.2016 г. № 03-01-11/10321.

14.03.2016 г. была подана жалоба на это решение ВС РФ.

11.04.2016 г. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ вынесла определение по другому делу № А63-11506/2014, в котором пришла к следующим выводам:

  • по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием контроля цен (статья 40 НК РФ) положения раздела V.1 НК РФ сузили круг контролирующих органов, наделенных полномочиями по контролю цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами на соответствие цен рыночным ценам, предоставив такие полномочия исключительно ФНС России;

  • при проведении выездной налоговой проверки инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, произведя на основании положений главы 14.3 НК РФ корректировку цен в проверяемый налоговый период по сделкам общества со взаимозависимыми лицами.

По смыслу Определения СКЭС ВС РФ местные налоговые органы не вправе подменять проверку получения необоснованной налоговой выгоды фактическим контролем за ценами. Первое предполагает сбор необходимых доказательств, указанных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53. При этом нерыночная цена по сделке между взаимозависимыми лицами, как и взаимозависимость лиц, еще не означает необоснованности налоговой выгоды.

СКЭС ВС РФ прямо указала, что только Центральный аппарат ФНС РФ вправе контролировать цены по сделкам между взаимозависимыми лицами.

Этот вывод соответствует как буквальному толкованию норм НК РФ, так и толкованию по смыслу и цели правового регулирования. Подтверждением последнего является анализ порядка принятия законопроекта, которым были введены новые правила трансфертного ценообразования: из заключения Комитета по бюджету и налогам ГосДумы РФ, содержания выступления замминистра финансов РФ Шаталова С.Д. в ГосДуме РФ прямо следует, что новые нормы сужают полномочия по контролю цен и наделяют ими только ФНС РФ. Одной из причин этого являлась практическая невозможность или затруднительность для простых инспекторов применять сложные правила ст. 40 НК РФ.

Кроме того, неограниченный контроль фактически ставит в неравное положение налогоплательщиков: одни (которых проверяет ФНС) наделяются дополнительными правами и гарантиями, предусмотренными НК РФ, а другие (проверка местными налоговыми) – не имеют этих прав и гарантий.

12.05.2016 г. Апелляционная коллегия ВС РФ рассмотрит жалобу на вышеуказанное решение ВС РФ и снова вернется к вопросу об объеме прав рядовых инспекторов. Принимая во внимание определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, возникает вопрос о том, согласится ли одна судебная коллегия ВС РФ с другой.

Источник - Право.ру

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

15.08.2024

Искусственный интеллект: антимонопольные и рекламные риски. Елена Соколовская

Елена Соколовская, партнер и руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», рассказывает об антимонопольных и рекламных рисках, возникающих при использовании иск...

Смотреть

29.10.2024

Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами статьи «Риски для целей налогового мониторин...

28.10.2024

Налоговые новости. Дайджест 21–27 октября 2024 г.

Главные новости: Госдума предложила зафиксировать параметры налоговой системы до 2030 г.; Минфин разъяснил, может ли организация...

23.10.2024

РБК ТВ: Минюст планирует повысить штрафы за 36 экономических преступлений, включая штрафы за уклонение от уплаты налогов

Возможность гуманизации законодательства в сфере экономических преступлений прокомментировал в эфире РБК ТВ управляющий ...

23.10.2024

ФНС признала необязательным прямое упоминание дробления в проверках для амнистии

Наличие или отсутствие в акте налоговой проверки формулировки «дробление бизнеса» не ограничивает право налогоплательщиков...