За последние месяцы Верховный суд вынес сразу два судебных акта о праве налоговых органов контролировать цены по сделкам. В решении от 1 февраля 2016 г.судья ВС отказал в признании недействующим абз. 12 письма Минфина РФ от 18.10.2012 г. N 03-01-18/8-145, но сформулировал выводы, которые были истолкованы многими экспертами и ФНС РФ противоположным образом. А 11 апреля 2016 г. Коллегия по экономическим спорам ВС вынесла определение по делу, в котором прямо указала на отсутствие у территориальных налоговых органов права контролировать цены по сделкам. 12 мая 2016 г. апелляционная коллегия рассмотрит жалобу на решение ВС РФ от 1 февраля 2016 г. Согласится ли апелляционная коллегия с выводами экономической коллегии по другому делу?
Проблема заключается в том, что цены по сделкам между взаимозависимыми лицами стали подлежать фактически неограниченному контролю: со стороны ФНС РФ, если сделка является контролируемой, или территориальным налоговым органом, если сделка не признается контролируемой.
Практика нижестоящих арбитражных судов разделилась на 2 категории:
- в около 60% судебных актах судьи указывали на наличие рассматриваемого права только у ФНС;
- в 40% случаев судьи подтверждали наличие такого права у нижестоящих налоговых органов.
На уровне ВС РФ также были попытки разрешить этот вопрос. Но в отказных определениях судьи ВС РФ поддерживали выводы нижестоящих судов, прямо не указывая на отсутствие такого права у рядовых налоговиков.
01.02.2016 г. судья ВС РФ принял решение по делу № АКПИ15-1383 об оспаривании абз. 12 письма Минфина РФ от 18.10.2012 г. № 03-01-18/8-145. ООО "Минводы-Кровля" обжаловало право местных налоговых проверять цены по сделкам между взаимозависимыми лицами и на этом основании делать вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. ВС РФ хотя и осторожно, но сформулировал позицию об отсутствии права у территориальных налоговых органов контролировать цены по сделкам.
Однако ФНС РФ прокомментировало на своем официальном сайте это решение как допускающее право территориальных налоговых органов проверять цены. Аналогичную позицию занял Минфин РФ в Письме от 25.02.2016 г. № 03-01-11/10321.
14.03.2016 г. была подана жалоба на это решение ВС РФ.
11.04.2016 г. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ вынесла определение по другому делу № А63-11506/2014, в котором пришла к следующим выводам:
- по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием контроля цен (статья 40 НК РФ) положения раздела V.1 НК РФ сузили круг контролирующих органов, наделенных полномочиями по контролю цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами на соответствие цен рыночным ценам, предоставив такие полномочия исключительно ФНС России;
- при проведении выездной налоговой проверки инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, произведя на основании положений главы 14.3 НК РФ корректировку цен в проверяемый налоговый период по сделкам общества со взаимозависимыми лицами.
По смыслу Определения СКЭС ВС РФ местные налоговые органы не вправе подменять проверку получения необоснованной налоговой выгоды фактическим контролем за ценами. Первое предполагает сбор необходимых доказательств, указанных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53. При этом нерыночная цена по сделке между взаимозависимыми лицами, как и взаимозависимость лиц, еще не означает необоснованности налоговой выгоды.
СКЭС ВС РФ прямо указала, что только Центральный аппарат ФНС РФ вправе контролировать цены по сделкам между взаимозависимыми лицами.
Этот вывод соответствует как буквальному толкованию норм НК РФ, так и толкованию по смыслу и цели правового регулирования. Подтверждением последнего является анализ порядка принятия законопроекта, которым были введены новые правила трансфертного ценообразования: из заключения Комитета по бюджету и налогам ГосДумы РФ, содержания выступления замминистра финансов РФ Шаталова С.Д. в ГосДуме РФ прямо следует, что новые нормы сужают полномочия по контролю цен и наделяют ими только ФНС РФ. Одной из причин этого являлась практическая невозможность или затруднительность для простых инспекторов применять сложные правила ст. 40 НК РФ.
Кроме того, неограниченный контроль фактически ставит в неравное положение налогоплательщиков: одни (которых проверяет ФНС) наделяются дополнительными правами и гарантиями, предусмотренными НК РФ, а другие (проверка местными налоговыми) – не имеют этих прав и гарантий.
12.05.2016 г. Апелляционная коллегия ВС РФ рассмотрит жалобу на вышеуказанное решение ВС РФ и снова вернется к вопросу об объеме прав рядовых инспекторов. Принимая во внимание определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, возникает вопрос о том, согласится ли одна судебная коллегия ВС РФ с другой.