Загрузка...
30.01.2017
3 мин. на чтение

Принцип несвободы договора

Руководитель петербургского офиса и партнер "Пепеляев Групп" Сергей Спасеннов в докладе "Новый закон о торговле: принцип несвободы договора" поделился впечатлением от ряда "существенных экономических ограничений для участников рынка, делающих его еще более несвободным". 

Он проанализировал поправки в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", которые вводят ограничения, способные оказать существенное влияние на деятельность торговых сетей и их поставщиков. 

К ним, в частности, относится установление совокупного размера вознаграждения торговой сети до 5% (в том числе за услуги по продвижению, подготовке, обработке и упаковке товаров и логистике), обязательного для соблюдения всеми лицами, входящими в одну группу с торговой сетью или поставщиком. 

"Учитывая, что многие торговые сети активно развивают местных и региональных поставщиков, составляющих конкуренцию транснациональным корпорациям и олигархическим холдингам, эти изменения могут повлиять на сотрудничество мелких поставщиков с торговыми организациями", — считает эксперт. Поставщик, инвестировавший в производство и не имеющий своего транспорта, мощностей по упаковке, подготовке и хранению продукции, но покупавший эти услуги у торговой сети, теперь вынужден искать независимых от ритейла сервис-провайдеров, пояснил господин Спасеннов. 

Это может быть заметно дороже услуг торгового партнера, а также рискованно с точки зрения качества продуктов питания, поступающих на прилавок, поскольку независимый логистический подрядчик не несет ответственности перед покупателем, в отличие от торговой сети, чей логистический сервис нацелен на доставку до потребителя и продажу продукта без претензий и потерь. В соответствии с новой редакцией закона о торговле продвижением товаров являются услуги, оказываемые поставщикам, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах. При этом даже небольшие поставщики, для которых слишком дорого и нерационально продвигать свои товары на телевидении и через СМИ, теперь должны нанимать независимые рекламные агентства для организации продвижения своих товаров в торговых сетях. Появляется еще одно звено, заинтересованное не в увеличении продаж товара, а в оказании своих рекламных услуг, полемизирует с законодателями господин Спасеннов. 

 Также новый закон о торговле предусматривает сокращение сроков оплаты торговой сетью товаров поставщикам до восьми и двадцати дней в зависимости от видов товара, причем сроки исчисляются со дня фактического получения сетью продовольственных товаров. По словам господина Спасеннова, это является существенным изменением, поскольку ранее сроки оплаты рассчитывались с момента передачи документов, относящихся к поставке товара. Неоднозначная ситуация может возникнуть при ошибках в товаросопроводительной документации (пересортице), отметил он. У торговой организации жесткие сроки по оплате принятого товара, при этом поставщик обязан предоставить документы на товар в срок, не превышающий трех дней с момента фактической приемки товара торговой сетью. "Вправе ли она не оплачивать товар, если корректные документы так и не предоставлены поставщиком? Или накажут и поставщика, и торговую организацию за нарушение взаимных обязательств о сроках? Каков на практике подход регулятора и судов к таким конфликтам, мы увидим уже в наступающем году", — заявил эксперт. 

Как отметил господин Спасеннов, поправки, внесенные в КоАП РФ, увеличили сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушения закона о торговле с двух месяцев до года, а также ужесточили ответственность за нарушение требований закона о торговле, сформулировав большинство составов как "длящиеся правонарушения". Это позволит антимонопольным органам исчислять сроки давности не с момента заключения договора, а с момента выявления правонарушения, опасается эксперт. А введение дисквалификации должностного лица за нарушение требований закона о торговле, по его мнению, "выглядит совсем нелепо". 

"Очень тревожно наблюдать, как одна из самых свободных сфер деятельности в истории человечества — торговля товарами повседневного спроса — становится все более подвержена публично-правовому регулированию. Снижаются возможности для свободной конкуренции и развития многообразных форм взаимодействия производителя и ритейла", — заявил докладчик. Многие производители продуктов также считают, что закон усложнит им жизнь, добавил он.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.12.2024

Итоги встречи Антимонопольного клуба

В видеоролике – подробности новой клубной встречи, на которой эксперты «Пепеляев Групп» обсудили практику по картельным искам прокуроров, контур рисков для ...

Смотреть

27.04.2021

Политика сдерживания цен государством чревата негативными последствиями

В начале марта на сайте правительства России появилось сообщение об утверждении в России постоянного мониторинга цен на ...

28.05.2020

Отказ потребителя от договора через интернет или мобильное приложение: возможно ли?

Будет ли отказ от договора состоявшимся в случае простого нажатия потребителем нескольких клавиш, без посещения офиса исполнителя?...

06.04.2020

Продажи и поставки в период коронавируса: разрешить нельзя ограничить

Перечень основных проблем, с которыми могут столкнуться из-за введенных и вводимых ограничений предприятия сферы общепита,...

04.09.2019

Ритейл и закон: что важно знать участникам отрасли?

Может ли торговая сеть взыскать убытки с поставщика некачественной продукции? Как повлияет на отрасль ритейла развитие...