Вступил в силу многострадальный закон об ответственности онлайн-агрегаторов товаров и услуг, на протяжении долгого времени бывший причиной ожесточенных споров между его инициаторами и принципиальными противниками.
По словам Елены Рыбальченко, юриста корпоративной практики «Пепеляев Групп», необходимость принятия данного закона назрела давно. В эпоху, когда практически любые товары и услуги можно заказать, купить или продать онлайн, а интернет-пространство становится привычным и естественным местом встречи продавца и покупателя, закон, регулирующий деятельность посредников, которые помогают встретиться в этом пространстве продавцу и покупателю, несомненно, нужен.
До принятия поправок в Закон о защите прав потребителей распространенной практикой в работе торговых агрегаторов с продавцами/исполнителями было использование агентской схемы взаимоотношений. Что до некоторой степени вводило потребителя в заблуждение, так как у него неизбежно возникали вопросы:
- с кем, собственно, у меня сложились взаимоотношения – с продавцом/исполнителем или c агрегатором?
- кто несет ответственность за соблюдение моих прав потребителя и к кому обращаться с претензиями по качеству товара/услуги, возврату стоимости товара/услуги или самого товара?
Ведь с позиции потребителя, он выбрал товар на онлайн-площадке агрегатора, заплатил агрегатору деньги за товар, получил от агрегатора все электронные подтверждения получения заказа/оплаты/доставки товара, тем не менее, если в процессе возникали какие-то неполадки (с оплатой, доставкой, приемкой, качеством товара), то агрегаторы отправляли потребителей к продавцу, ссылаясь на свой агентский статус. То есть потребитель заведомо находился в более слабой и уязвимой позиции по отношению к продавцу товара или исполнителю услуги.
С принятием нового закона расстановка сил меняется.
Во-первых, теперь агрегаторы обязаны доводить до сведения потребителя информацию о продавце товара и исполнителе услуги. Это добавит ясности для потребителя в вопросе, кто несет ответственность за возможные недостатки товара или его несвоевременную доставку.
С другой стороны, это нововведение, возможно, и агрегаторам упростит жизнь. Если агрегатор автоматически размещает всю информацию о товаре/услуге и продавце у себя на сайте, то это, вероятно, снизит количество поступающих от потребителей вопросов и тем самым уменьшит нагрузку на тех сотрудников агрегатора, которые рассматривали и обрабатывали огромное количество обращений в ручном режиме.
Во-вторых, поправки в Закон о защите прав потребителей также вводят обязанность по возврату потребителю полученной агрегатором предварительной оплаты товара по требованию потребителя и прямую ответственность самих агрегаторов перед потребителем в определенных законом случаях. Эти поправки направлены на защиту потребителей в случаях, когда:
- продавец/исполнитель вовремя не передает товар/услугу потребителю, или потребитель отказался от договора купли-продажи товара (договора оказания услуг), о чем он уведомил продавца/исполнителя;
- агрегатор не доводит до потребителя информацию о товаре/услуге в том объеме, в котором ему такую информацию предоставил продавец/исполнитель, либо предоставляет не соответствующую действительности информацию о товаре/услуге. Но если продавец/исполнитель сам предоставил неполную или недостоверную информацию, то тут агрегатор никакой ответственности не несет.
«В целом, – подводит итог эксперт, – закон «не переворачивает» рынок работы агрегаторов в торговле с ног на голову и вряд ли существенно осложнит их работу». Как эти нормы будут работать в реальности – покажут время и правоприменительная практика.