Тенденции развития судебно-арбитражной практики для участников ВЭД
Несмотря на снижение в 2009 г. внешнеторгового оборота России на 40% по сравнению с 2008 г., таможенные органы России выполнили плановое задание по перечислению таможенных платежей в бюджет, которое было снижено Правительством РФ всего лишь на 20%. По заявлению ФТС России, этого удалось достичь за счет повышения эффективности таможенного администрирования импорта.
В отсутствии эффективно работающих новых технологий таможенного администрирования задача по сбору таможенных платежей решается таможенными органами в рамках системы управления рисками, стержнем которой являются так называемые профили риска. Как показывает практика, это создает предпосылки для перекоса в сторону административного произвола, что проявляется в судебных спорах с таможенными органами.
По сведениям ФТС России, количество случаев судебного обжалования решений и действий таможенных органов возросло более чем в два раза: в 2008 г. было подано менее 8 тыс., а за 2009 г. – более 16 тыс. жалоб. При этом категории рассматриваемых в суде дел распределились следующим образом:
- по корректировке таможенной стоимости – около 46%;
- по делам об административных правонарушениях – около 30%;
- по вопросам классификации товаров – примерно 7%;
- по возврату излишне уплаченных таможенных платежей (причем большая часть жалоб явилась результатом все той же корректировки таможенной стоимости) – 8%.
В 2009 г. почти на 40% увеличилось количество судебных дел по таможенным спорам, рассмотренным арбитражными судами по существу. Количество таких дел приблизилось к 14 тыс. (для сравнения: в 2008 г. – чуть более 8 тыс.). Арбитражные суды удовлетворили требования участников ВЭД более чем в 70% случаев.
Корректировка таможенной стоимости
По спорам, связанным с корректировкой таможенной стоимости, арбитражными судами в 2009 г. рассмотрено почти 6 тыс. дел, по которым в 95% случаев жалобы компаний удовлетворены. Это свидетельствует уже о системном подходе таможенных органов. Причем, несмотря на увеличение числа жалоб и процента их удовлетворения судами, количество импортеров, решившихся на этот процесс, все-таки слишком мало. Основная масса импортеров, сравнив тяготы и лишения судебной тяжбы с размером дополнительных платежей, которые таможня требует уплатить на основе профилей риска, выбирает последний вариант как более дешевый.
В этой ситуации еще более тревожат отдельные судебные решения второй половины 2009 г., в которых суд отказал в удовлетворении жалоб на решения таможенных органов по корректировке таможенной стоимости по единственному основанию – значительному расхождению величины заявленной таможенной стоимости со стоимостью сделок на аналогичные товары. Не хотелось бы, чтобы это стало тенденцией – в таком случае у импортеров не останется надежды даже на судебную защиту.
В условиях серьезного сокращения финансовых поступлений таможенные органы были вынуждены в 2009 г. заняться и такими сложными с методологической точки зрения вопросами, как оценка влияния взаимосвязи сторон на стоимость сделки, а также включение лицензионных платежей (роялти) за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров. Складывающаяся судебная практика по роялти показывает, что суды уже не ограничиваются рассмотрением формальных признаков соблюдения условий их включения в таможенную стоимость ввозимых товаров, а оценивают также экономическую природу взаимоотношений между правообладателем, поставщиком и покупателем.
Относительно интеллектуальной собственности в таможенном ракурсе нельзя не отметить постановление ВАС России от 03.02.2009 № 10458/08 по делу Porsche Cayenne, которое полностью изменило практику привлечения импортеров оригинальной продукции, осуществляющих ее ввоз в Россию без согласия правообладателя, к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ. В соответствии с данным решением в указанном случае правообладатель может защитить свои интересы только в рамках гражданского судопроизводства, но и здесь практика не однозначна. Если суды Северо-Западного федерального арбитражного округа удовлетворяют требования правообладателей, то суды Московского округа, наоборот, отказывают в удовлетворении заявленных требований.
Постановления по делам об административных правонарушениях
На втором месте по количеству вынесенных арбитражными судами решений находятся дела по рассмотрению жалоб на постановления таможенных органов по делам об административных правонарушениях. В 2009 г. их число достигло 4,5 тыс. Данная категория дел является единственной, где количество судов, выигранных таможенными органами и заявителями, приблизительно равно.
Заслуживает внимание постановление Президиума ВАС России от 03.02.2009 № 11875/08, зафиксировавшее сложившуюся судебную практику. Указание в таможенной декларации неправильного классификационного кода, не связанное с заявлением недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности за недостоверное декларирование. Однако декларант не освобожден от обязанности уплаты суммы таможенных платежей в размере, соответствующем надлежащему коду товарной номенклатуры. Таким образом, при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности суд вместо анализа наличия вины декларанта в заявлении недостоверного кода исключил недостоверное заявление классификационного кода из объективной стороны данного правонарушения.
Возврат излишне уплаченных таможенных платежей
В 2009 г. арбитражными судами рассмотрено почти 2 тыс. дел по возврату излишне уплаченных таможенных платежей. При этом количество дел, проигранных таможенными органами, превысило 90%. Следует отметить, что споры, которые статистика ФТС России относит к данной категории, по своей сути далеко не всегда являются спорами, связанными непосредственно с процедурой возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Многие плательщики, пропустив срок судебного обжалования решения о корректировке таможенной стоимости, обращаются в таможенный орган по поводу возврата таможенных платежей, взысканных в результате такой корректировки, после чего обжалуют отказ таможенного органа в суде.
При рассмотрении таких дел суды исходят из того, что незаявление в арбитражный суд требования о признании решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости ввезенного товара незаконным не лишает заинтересованное лицо возможности защитить нарушенные указанным решением права иным способом, т. е. путем подачи заявления о возврате денежных средств. Таким образом, принимая решение о незаконности отказа в возврате средств, суд, по существу, решает вопрос о соответствии проведенной таможенным органом корректировки таможенной стоимости товара требованиям законодательства.
Классификация товаров по ТН ВЭД России
Арбитражными судами рассмотрено более 800 дел по спорам об обжаловании принятых таможенными органами решений о классификации товара. Число удовлетворенных жалоб превышает 60% от общего количества рассмотренных дел.
Иные споры с таможенными органами
Дела по спорам, не относящимся к четырем упомянутым категориям, в общем количестве рассмотренных арбитражными судами в течение 2009 г. составили менее 10%. Это споры, связанные с применением экономических таможенных режимов; осуществлением таможенными брокерами, перевозчиками, владельцами складов временного хранения и прочими лицами деятельности в области таможенного дела; определением страны происхождения товаров, и др.
Наиболее интересными среди таких споров представляются дела по обжалованию решений, действий (бездействия) таможенных органов, связанных с нарушением сроков выпуска товаров. В ряде случаев суды формально подходят к изучению законности оснований, по которым таможенный орган удерживал товар, а иногда заявителям даже удается взыскать с ФТС России причиненный ущерб. Так, в 2009 г. признаны незаконными два приказа ФТС России, установившие ограничение мест декларирования в отношении отдельных товаров (Решения ВАС России от 30.01.2009 № 15092/08 и от 12.10.2009 № 4671-5327-9013/09). Как указал суд, ФТС России ввела эти ограничения без соблюдения условий их установления – наличия фактов частого нарушения таможенного законодательства при ввозе соответствующих товаров.
Статистика наглядно показывает, чем для участников ВЭД оборачивается стремление таможенных органов выполнить фискальные показатели. За цифрами поступлений в федеральный бюджет никто не оценивает, какое количество таможенных платежей было возвращено по решению судов, какие расходы несут импортеры в результате такой «системы», сколько государство расходует средств на рассмотрение зачастую заведомо незаконных решений таможенных органов.
На 2010 г. Минфином России запланировано увеличение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет. Соответственно, следует ожидать еще большего усиления административного давления со стороны таможенных органов и, как следствие, увеличения числа судебных дел по таможенным спорам.