Появление новых и развитие существующих технологий обусловливают чрезвычайно быстрый рост и изменения на рынке телекоммуникационных каналов связи (ТКС) как в России, так и во всем мире.
Эта отрасль отличается высокой степенью монополизации и сосредоточением больших долей у весьма ограниченного круга основных игроков. При этом телекоммуникационный рынок является комплексным и подразделяется на множество сегментов в зависимости от их продуктовых границ.
ФАС России может определить продуктовые границы достаточно широко – например, услуги связи в целом, но в большинстве случаев исходит из конкретного типа предоставляемых операторами услуг. Так, выделяются рынки подвижной и фиксированной радиотелефонной связи, широкополосного доступа в Интернет и кабельного вещания и иные, на которых обращаются услуги конечным пользователям.
Особо следует отметить сегмент интерконнекта. К нему относятся рынки международного и национального роуминга – как абонентского, так и операторского, а также различные рынки, продуктовыми границами которых являются услуги, оказываемые операторами друг другу для обеспечения своей деятельности: аренда каналов связи, предоставление инфраструктуры и т.д.
Телекоммуникационные рынки характеризуются высокой концентрацией, что серьезно влияет на число нарушений антимонопольного законодательства. Всегда есть вероятность, что в действиях игроков будут обнаружены признаки злоупотребления доминирующим положением. Причем компании могут допускать антимонопольные нарушения как индивидуально, так и коллективно. Существует большое количество дел, связанных с нарушениями субъектами рынка порядка ценообразования – установлением разных тарифов:
- на услуги широкополосного доступа в Интернет и кабельного вещания в одних географических границах (в рамках одного муниципального образования);
- для разных групп абонентов или различной абонентской платы в рамках одного тарифа в зависимости от места жительства абонента.
Кроме того, положение сотовых операторов и иных участников рынка позволяет им необоснованно завышать цены и тарифы на предоставляемые услуги. Зачастую операторы связи имеют возможность навязывать абонентам те или иные услуги или устанавливать для них невыгодные или дискриминационные условия, например в части порядка и периодов оплаты. Разумеется, это попадает в поле зрения антимонопольного органа.
Стоит оговориться, что особенности рыночной ситуации в сфере ТКС создают предпосылки для нарушения операторами прав не только абонентов, но и друг друга.
Ценовые вопросы всегда вызывают общественный резонанс, и услуги связи как неотъемлемый элемент повседневной жизни и залог функционирования многих социальных процессов не исключение. Одной из наиболее животрепещущих проблем правового регулирования является ценообразование в области роуминга. По данным антимонопольного органа, цены на эти услуги существенно завышаются операторами, что позволяет им получать необоснованную прибыль (до 87%).
В сентябре 2014 г. ФАС России приняла решение разработать «дорожную карту» по снижению тарифов в роуминге, призванную обеспечить здоровую конкуренцию в этой сфере. Основными принципами, на которые будет опираться этот документ, должны стать эффективность конкурентной борьбы, взаимодействие антимонопольных органов и участников рынка, отсутствие дискриминации абонентов и операторов.
По словам представителей антимонопольного ведомства, мероприятия по реализации «дорожной карты» будут подразделены на две стадии. Планируется, что сначала сотовые операторы по собственной инициативе предпримут действия по снижению цен на услуги роуминга и обеспечению здоровой конкуренции. Вторая стадия предусматривает активную разработку российскими и зарубежными антимонопольными органами мер реагирования. Это может выразиться как в проведении проверок и возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства, так и во введении прямого тарифного регулирования. Последний вариант представляется экстремальным, и можно предположить, что сотовые операторы, стараясь избежать такого исхода, пойдут на сотрудничество с антимонопольной службой. Но совсем исключать неблагоприятного для игроков рынка развития событий нельзя.
В свете реализации мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», важное значение приобретает планируемое расширение полномочий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Как предполагается, с 2015 г. она сможет проводить расследования на трансграничных рынках и рассматривать дела о нарушении единых правил конкуренции
[1]. В результате ЕЭК получит высокую степень компетенции и в области телекоммуникаций, в частности сможет рассматривать заявления о наличии нарушения в области связи, проводить анализ договоров и других соглашений между операторами, исследовать переписку сторон, тарифы, их динамику. В рамках осуществления этих полномочий ЕЭК будет вправе также запрашивать и получать информацию, в том числе конфиденциальную, необходимую для принятия решений.
Таким образом, с начала следующего года антимонопольное регулирование усилится: ЕЭК получит возможность контролировать состояние конкуренции на трансграничных рынках, а ФАС России – на национальных. Этот факт может существенно повлиять на телекоммуникационную сферу.
Как прогрессивно меняющийся и значимый для общества сегмент экономики, сфера ТКС требует пристального внимания государства в целом и антимонопольного ведомства в частности. Но хотелось бы надеяться, что это не обернется избыточным регулированием и установлением барьеров и жестких рамок, мешающих здоровому и естественному развитию отрасли.
[1] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 24 декабря 2013 г. № 58 «О передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства».