Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления стала экономически выгодной
Федеральным законом от 21.07.2014 № 238-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» дополнен перечень таможенных процедур, содержащийся в п. 2 ст. 171 НК РФ, переработкой для внутреннего потребления. Данное изменение позволяет решить вопрос вычета НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру, и, соответственно, сделать ее применение экономически выгодным.
Экономическая сущность таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления
Переработка для внутреннего потребления является таможенной процедурой, направленной на стимулирование импортозамещения, т.е. импорта производств вместо импорта товаров, в тех случаях, когда ставки ввозной таможенной пошлины на готовую продукцию являются более низкими по сравнению со ставками на сырье или комплектующие, используемые при их производстве. Еще в сентябре 2005 года Президент РФ Владимир Путин заявил, что в целях модернизации промышленности и поднятия производственного потенциала страны необходимо обнулить таможенные пошлины на ввоз высокотехнологичного оборудования, которое не производится в России. После этого в течение нескольких лет ставки ввозных таможенных пошлин были обнулены по более чем 2 тысячам товарных позиций, относящимся к различным видам технологического оборудования. Речь идет в основном о новой современной технике для сельского хозяйства, нефтегазовой, пищевой, легкой, авиационной, судостроительной, полиграфической, электронной отраслей промышленности. Данный подход остался неизменным и с формированием Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, и после присоединения России к ВТО.
В таких условиях для импортера становится выгодней ввозить готовую продукцию, нежели сырье для ее производства внутри страны. Однако экономическая политика государства должна быть направлена на создание условий для организации производства на своей территории, что приводит к появлению дополнительных рабочих мест, налоговых поступлений, развитию инфраструктуры и получению новых технологий. В этой связи тем компаниям, которые рассматривают возможность локализации в России производства технологического оборудования, средств транспорта, машинно-технических изделий и других товаров, на которые в Таможенном тарифе Таможенного союза установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины, следует оценить возможность применения таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления.
Ключевым условием применения указанной выше таможенной процедуры является следующее: суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении продуктов переработки должны быть меньше тех, которые подлежали бы уплате на день помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, если бы они были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Данное условие всегда будет соблюдаться, если в отношении продукта переработки установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины. В этом случае при помещении ввозимых комплектующих под указанную таможенную процедуру предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенной пошлины. Таможенная пошлина подлежит уплате в отношении продукции, изготовленной из ввезенных компонентов, но если в отношении такой продукции установлена нулевая ставка, то таможенная пошлина вовсе не уплачивается: ни в отношении ввезенных компонентов / сырья, ни в отношении изготовленной продукции.
Вместе с тем, в соответствии с условиями таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления в отношении ввозимых товаров подлежит уплате НДС. Ранее пунктом 2 ст. 171 НК РФ была предусмотрена возможность вычета только тех сумм НДС, которые уплачены в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. В результате НДС, уплаченный при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, являлся бы для производителя существенным расходом, который в целом делал бы не рентабельным производство продукции. Однако с принятием Федерального закона от 21.07.2014 № 238-ФЗ данный вопрос наконец-то нашел свое логичное решение, и с даты вступления его в силу можно будет производить вычет и сумм НДС, уплаченных при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления.
Проблемные вопросы применения таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления
Решение вопроса с возможностью вычета НДС будет способствовать более широкому применению в России таможенной процедуры внутреннего потребления. Однако в таможенном законодательстве сохраняются административные барьеры, которые не всегда имеют понятное логическое объяснение.
1. Другим условием применения таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления является следующее: под данную таможенную процедуру могут быть помещены только те товары, которые включены в перечень, определяемый законодательством государств-членов Таможенного союза. Данное обстоятельство (т.е. что перечень товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления, не определен на уровне законодательства Таможенного союза и отнесен к компетенции национальных органов) привело к значительных различиям в регулировании данной процедуры в разных государствах – членах Таможенного союза.
Так, в Республике Беларусь установлено[1], что под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления могут помещаться все товары, включенные в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, за исключением товаров, запрещенных к ввозу (для ввоза) на таможенную территорию Таможенного союза и (или) включенных в Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур».
В то же время, в Российской Федерации Перечень товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления, установленный постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 № 565 (в ред. от 16.12.2013), существенно более ограничен. В настоящее время он распространяется только на ряд компонентов для сборки автомобилей и локомотивов. Для включения в Перечень дополнительных товаров необходимо инициировать внесение изменений в указанное постановление Правительства РФ.
С нашей точки зрения, белорусский подход (разрешены все товары, за исключением некоторых) является более правильным и бизнес-ориентированным, чем российский (запрещены все товары, за исключением некоторых), который похоже основан на принципе «как бы чего не вышло».
2. В законодательстве четко не урегулирован вопрос о возможности использования товаров Таможенного союза в рамках переработки для внутреннего потребления. Такими товарами могут быть, например, часть комплектующих, изготовленных в России, или импортные компоненты, не включенные в перечень товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления, и потому выпущенные в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
ТК ТС и Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не содержат прямого запрета на использование при изготовлении продукта переработки помимо товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки, также и товаров Таможенного союза. В гл. 36 ТК ТС определяется правовой статус (применимые таможенные процедуры, условия уплаты таможенных платежей, способы идентификации, нормы выхода и т.д.) для таких элементов процесса переработки, как: товары, ввозимые для переработки; продукты переработки; отходы; остатки. Однако, в отличие от таможенной процедуры переработки на таможенной территории, где согласно пункту 3 статьи 239 ТК ТС прямо предусмотрена возможность использования товаров Таможенного союза, правила применения таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления каких-либо указаний на такую возможность не содержат. Разработанная и утвержденная ФТС России форма Разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления также предусматривает достаточно подробное описание процесса переработки и всех участвующих в нем товаров, однако, никакого упоминания о товарах Таможенного союза этот документ не содержит. Вместе с тем, исключение возможности использования товаров Таможенного союза при переработке товаров является существенным искусственным ограничением применения рассматриваемой таможенной процедуры, противоречащим экономической сути и целям ее применения: создать благоприятные условия для локализации производства в России, которое должно дать толчок для развития смежных производств.
Таким образом, по нашему мнению, вопрос о возможности использования товаров Таможенного союза в рамках таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления требует дополнительного правового урегулирования.
3. Таможенное администрирование при использовании процедуры переработки для внутреннего потребления является достаточно громоздким: избыточный перечень сведений для получения разрешения; длительный срок рассмотрения заявления о получении разрешения; приемлемость способа идентификации ввезенного сырья в продуктах переработки устанавливается таможенным органом; обязанность ежеквартально представлять отчетность. В результате, соблюдение всех требований и условий для применения данной таможенной процедуры требует от компаний значительных административных усилий и финансовых издержек.
4. Таможенным законодательством установлено ограничение по срок переработки товаров для внутреннего потребления: он не может превышать 1 год. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, а при таможенном декларировании товаров несколькими отдельными партиями - со дня помещения под эту таможенную процедуру первой партии товаров. Вместе с тем, период времени, необходимый для производства многих видов сложного и высокотехнологиченого оборудования, превышает указанный период. Теоретически Решением Комиссии таможенного союза (в настоящее время Евразийская Экономическая Комиссия) для отдельных категорий товаров может определяться более продолжительный срок переработки товаров для внутреннего потребления[2]. Вместе с тем, учитывая большое количество инстанций и согласований, которые необходимо пройти для получения такого Решения, а также неясность условий его принятия, делает эту возможность для большинства предприятий иллюзорной.
Несмотря на сохраняющиеся барьеры в применении таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления, решение вопроса с вычетом НДС вселяет надежду, что все-таки этот экономический механизм будет востребован и найдет свое развитие в России.