Загрузка...
26.11.2010
5 мин. на чтение

Свое лицо

Товарные знаки помогают банкам повысить узнаваемость на рынке, становятся «лицом» кредитных учреждений. Но иногда право на товарный знак — будь то имя банка, логотип или название продукта — приходится отстаивать в трудных и долгих судебных тяжбах.

В середине ноября Юниаструм Банк подал в Арбитражный суд Москвы сразу девять исков о защите прав на товарный знак, ответчиками по каждому из них выступают компании, имеющие в своем названии слово «Юниаструм». Кроме прекращения использования товарного знака банк требует от ответчиков по 50 тыс. рублей.

По словам начальника юридического управления Юниаструм Банка Станислава Сушко, кредитная организация регулярно проводит мониторинг рынка для выявления случаев посягательства на ее товарные знаки. «Мы направили письма в эти компании с требованием прекратить использование бренда «Юниаструм Банк», — рассказывает он. — На те предприятия, которые никак не отреагировали, мы и подали в суд».

Согласно российскому законодательству, под товарным знаком понимается словесное, изобразительное или комбинированное обозначение, служащее для индивидуализации товаров или услуг. Компания, зарегистрировавшая товарный знак, имеет на него исключительные права.

«Очень часто небольшие компании используют для своей продукции названия, сходные до степени смешения с раскрученными товарными знаками», — говорит руководитель группы по защите интеллектуальной собственности «Пепеляев Групп» Александра Пелих. «По сути, товарные знаки регистрируют только для того, чтобы не подделывали продукцию и не вводили потребителей в заблуждение», — добавляет юрист МКА «Николаев и партнеры» Василий Моисеев. По словам Пелих, в целом с неправомерным использованием своих товарных знаков российские банки сталкиваются значительно реже, чем предприятия.

В качестве товарных знаков банки, как правило, регистрируют свое наименование (на русском и английских языках), логотип, рекламные слоганы, название продуктов и услуг. Например, у Абсолют Банка наряду с названием и логотипом зарегистрированы слоганы «Осталось родить сына», «Не банк — а подарок», «Копить нельзя купить».

«Сбербанк является обладателем исключительных прав на различные товарные знаки, зарегистрированные в различных классах, к числу которых относится и комбинированный товарный знак «Сбербанк», — указали в кредитной организации. — Кроме того, банк владеет общеизвестным комбинированным товарным знаком «Сбербанк России. Основан в 1841 году».

У СДМ-Банка, помимо названия и логотипа кредитной организации, в качестве товарного знака зарегистрировано еще и название терминальной сети самообслуживания. По лицензионному договору с Barclays PLC у Барклайс Банка зарегистрированы название логотип, а также продуктовые направления — Barclaycard, Barclays Premier. Заявки на регистрацию своих товарных знаков (названия, логотипа, названия нескольких продуктов) недавно подал и АМТ Банк.

«Регистрация товарного знака занимает около года, — замечает патентный поверенный фирмы «Городисский и партнеры» Николай Богданов. — Если компания самостоятельно подает все документы, то все ее затраты составят лишь оплату госпошлин, это около 25 тысяч рублей. Многие пользуются услугами посредников — юристов, патентных поверенных, которые ведут переписку с Роспатентом, консультируют клиента на предмет того, как грамотно составить заявку. Надо также учитывать, что если действия, связанные с регистрацией товарного знака, будут позднее признаны Федеральной антимонопольной службой недобросовестной конкуренцией, то соответствующая регистрация может быть отменена».

Регистрировать товарные знаки можно по классам, согласно международной классификации товаров и услуг всего их 45. В каждый класс входят определенные сферы деятельности. Иными словами, если компания зарегистрировала знак в одном классе, скажем в производстве химических товаров, то другое предприятие может спокойно зарегистрировать такой же знак, но в другом классе, например в туризме. «Считается, что, если сферы деятельности разные, тогда и смешения товарных знаков не будет», — говорит Моисеев.

Наиболее популярны у кредитных организаций четыре класса — 9-й (магнитные носители информации), 35-й, включающий в себя рекламную деятельность, 36-й (страхование, финансовая деятельность, кредитно-денежные операции, операции с недвижимостью) и 38-й (телекоммуникации). Впрочем, многие банки, желая подстраховаться, регистрируют свои товарные знаки по всем классам. Так, например, поступили в СДМ-Банке, «Глобэксе». Регистрируются товарные знаки на 10 лет, потом срок продлевается.

Бороться за свои товарные знаки банкам приходится не только с малоизвестными компаниями, но и друг с другом. Широкую огласку в этом году получила история с регистрацией банком «Восточный Экспресс» в Роспатенте слова «рождественский» в названиях банковских продуктов в качестве товарного знака. Также осенью выяснилось, что исключительным правом на использование образа савойской капусты в рекламе обладает СКБ-Банк.

Весной нынешнего года банк «Союзный» выиграл суд у ОТП Банка. Поводом для разбирательства стал слоган «Банк на все времена! 12 миллионов клиентов в девяти странах Европы», под которым проходила рекламная кампания венгерской «дочки». Однако еще в мае 2009 года КБ «Союзный» получил право на использование товарного знака «Банк на все времена».

Так что, начиная рекламную кампанию, банку стоит убедиться, что выбранный им слоган не является на самом деле чьим-то товарным знаком. «Как правило, опытные компании самостоятельно или с помощью посредников — патентных поверенных проводят поиск по базам данных Роспатента, чтобы понять, не зарегистрировано ли уже то обозначение, которое они хотят использовать, в качестве товарного знака другого лица. Или, может быть, оно заявлено кем-то на регистрацию», — рассказывает Богданов.

Помимо товарных знаков, банкам приходится отстаивать свои права и на фирменное наименование, которое Гражданский кодекс определяет как способ индивидуализации юридического лица.

Например, Абсолют Банк судился в прошлом году в связи с использованием своего фирменного наименования и товарного знака в доменном имени. Кредитная организация добилась прекращения действия двух доменных имен (absolutbank.ru и absolut-bank.net). «На этих сайтах, в частности, размещалась реклама других банков, ссылки на сайты других компаний, в том числе финансовых, и прочая информация, — отмечает начальник договорно-правового управления Абсолют Банка Александр Лавров. — Информация вводила посетителей сайтов в заблуждение относительно того, кому принадлежат эти сайты».

Схожую проблему два с половиной года назад решил крупнейший российский банк — Сбербанк. В 2008 году он обратился в арбитраж с иском о защите исключительного права на фирменное наименование. Истец требовал прекратить незаконное использование обозначения «Сбербанк» в доменном имени sberbank.ru. И уже в феврале того же года исковые требования были удовлетворены.

По закону выигравшая дело сторона может требовать полное возмещение убытков, если они доказаны. В большинстве случаев правообладатели предпочитают получать компенсацию (по закону ее размер составляет от 10 тыс. до 5 млн рублей), другой вариант — выплата в двойном размере стоимости контрафактных товаров.

Таким образом, для банков товарные знаки — хороший способ показать на рынке свое уникальное лицо и лишить конкурентов возможности пользоваться их креативом при раскрутке собственных товаров и услуг.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

15.08.2024

Искусственный интеллект: антимонопольные и рекламные риски. Елена Соколовская

Елена Соколовская, партнер и руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», рассказывает об антимонопольных и рекламных рисках, возникающих при использовании иск...

Смотреть

29.10.2024

Интеллектуальная собственность в фармацевтике

За последний год действительно произошло много изменений, связанных с регулированием интеллектуальной собственности в фармацевтике...

20.09.2024

Патентная национализация. Российские производители могут получить западные патенты в принудительном порядке

Компании из «недружественных» стран хотят заставить предоставлять патенты российским производителям. Такой законопроект ...

02.09.2024

Best IP Practices: в чем важность этой премии для юррынка

По итогам этой премии оценят и наградят самые значимые и эффективные проекты инхаус-юристов в сфере IP. Лучших в командных...

06.08.2024

Отмененная революция и воровской жаргон: важное в интеллектуалке за полгода

У третьих лиц есть возможность в течение пяти лет с даты публикации сведений о государственной регистрации товарного знака...