К 2020 г. Россия поднимется в рейтинге Doing Business со 120-го на 20-е место, пообещал инвесторам перед выборами Президент Владимир Путин. В декабре 2011 г. Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить «дорожные карты» реформ, которые улучшили бы инвестиционный климат в стране. Разработкой «дорожных карт» занялось созданное Владимиром Путиным Агентство стратегических инициатив (АСИ), организовавшее для этого рабочие группы из бизнесменов, экспертов и чиновников. Например, в рабочей группе по таможне работали партнер, руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования «Пепеляев Групп» Галина Баландина и советник DLA Piper Марина Лякишева. «Дорожные карты» – это список поручений с указанием ответственных ведомств и сроков исполнения. К маю они были готовы, эти планы реформ одобрил наблюдательный совет АСИ и в ближайшее время они должны быть подписаны председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым. Однако, как выяснили «Ведомости», некоторые ведомства согласовывать «дорожные карты» отказываются. Разработчики «дорожной карты» по таможне предлагают изменить модель российского таможенного администрирования. Расчет и уплата таможенных платежей, а также контроль таможенной стоимости и страны происхождения товара нужно производить после его выпуска с таможни. Поставщик должен предоставить банковскую гарантию, договор поручительства или денежный залог. После прохождения товара через таможню платежи должны быть рассчитаны и внесены за 14 дней. Должен упроститься и процесс перевозки товаров через границу. Для таможенников предлагается установить жесткие временные рамки досмотра. Принцип, по которому таможенные платежи уплачиваются после ввоза груза, – пока единственная возможность уменьшить сроки таможенного администрирования и сделать их предсказуемыми для бизнеса, отмечает Галина Баландина: «Так работают многие, например Евросоюз». Однако Федеральная таможенная служба против такой реформы. В 1990-х гг. было много отсрочек для уплаты таможенных платежей и в результате бюджет не получал значительные суммы, такие же риски могут возникнуть и теперь, объясняет сотрудник таможенной службы. Нельзя все время ссылаться на опыт 90-х – ситуация изменилась и реформу нужно проводить хотя бы постепенно, уверена Баландина, сама много лет проработавшая в таможенной службе.