Споры об определении размера арендной платы за пользование государственным земельным участком как последствие заключение договора аренды неуполномоченным публичным субъектом
Земельному кодексу РФ и, соответственно, новой парадигме земельных правоотношений, уже более 20 лет. Казалось бы, должны были сформироваться и устояться договорные связи по поводу использования земли, находящейся в государственной собственности. Тем не менее до сих пор распространены споры относительно условий договоров аренды, в том числе тех, которые заключены в порядке переоформления ранее существовавших прав на землю, таких как постоянное (бессрочное) пользование.
Сложности начинаются уже на этапе определения лица, уполномоченного передавать земельные участки в аренду, и связаны они с различными полномочиями трех уровней власти: федеральной, субъектов Федерации и муниципальной, а также попытками провести разграничение прав собственности на землю между этими тремя уровнями. К слову, такое разграничение не завершено и по сей день. Многие земельные участки в государственной собственности до сих пор не имеют записи о конкретном собственнике. При этом муниципальные образования вправе распоряжаться земельными участками, право собственности на которые не разграничено.
Соответственно, если в выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о Российской Федерации как о собственнике земельного участка, земельный участок передается в аренду муниципальным образованием. Вместе с тем в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относят земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям.
На практике часто встречаются случаи, когда земельный участок предоставляется в аренду правопреемнику предприятия муниципальным образованием в связи с отсутствием записи о праве собственности в реестре, а впоследствии регистрируется право собственности Российской Федерации.
Такие ситуации порождают целый ряд вопросов.
Полный текст статьи доступен подписчикам журнала «Закон»