Совместное использование радиочастотного спектра и средств связи как дополнительная обязанность для сотовых операторов
Рассматриваемый механизм предполагает введение обязанности оператора связи, являющегося единственным оказывающим услуги на территории не менее чем 2/3 населенного пункта (далее – "оператор-донор") предоставить радиочастотный спектр и средства связи другим операторам связи, имеющим лицензию на оказание услуг связи в субъекте, где находится такой населенный пункт. На последних также возлагается обязанность обратиться к оператору-донору за заключением договора о совместном использовании радиочастотного спектра и средств связи (срок заключения - до истечения 90 дней со дня обращения).
Законопроект вводит определение понятия "договор о совместном использовании радиочастотного спектра". Такой договор должен содержать, помимо прочего, указание на выделенные полосы радиочастот для совместного использования, сведения о средствах связи к совместному использованию, условия о порядке взаиморасчетов за совместное использование.
Следует отметить, что изменение расчёта платы за использование радиочастотного спектра не предполагается, поэтому финансовые издержки будут учитываться в рамках установления договорной цены.
Отказ оператора-донора от заключения договора наделяет другую сторону правом обратиться в суд с требованием о понуждении заключить данный договор. Среди оснований освобождения от обязанности по обращению за заключением договора - окончание срока действия лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи в течение текущего календарного года (вместе с отсутствием намерения осуществлять в дальнейшем указанную деятельность), а также оказание услуг подвижной радиотелефонной связи без использования выделенного радиочастотного спектра.
Для того чтобы нормы законопроекта стали работающими, Правительство РФ должно урегулировать ряд вопросов:
-
определить порядок ведения перечня населенных пунктов, в которых услуги подвижной радиотелефонной связи оказывает оператор связи, являющийся единственным на территории не менее чем две трети населенного пункта;
-
определить порядок, состав, формат и сроки представления сведений
об обращении за заключением договора о совместном использовании, о принятии к рассмотрению такого обращения другим оператором, о заключении / отказе в заключении указанного договора, а также об изменении и о расторжении указанного договора.
В связи с этим у Роскомнадзора также появится ряд дополнительных обязательств в связи с ведением соответствующих реестров, баз данных.
Поправки, как утверждается в пояснительной записке, не приведут к ухудшению положения субъектов предпринимательской деятельности. Александр Хинштейн, председатель ИТ-комитета Госдумы, поддержавшего инициативу, отмечает, что в ситуации, когда зарубежные поставщики отказались поставлять телеком-оборудование в Россию, использовать существующие мощности нужно рациональноhttps://t.me/Hinshtein/3752. При этом оплата за использование, ставшая камнем преткновения для некоторых представителей отрасли, будет рассчитываться "разумно и адекватно" https://t.me/Hinshtein/3875.
Дмитрий Ким, замглавы Минцифры, в качестве одного из результатов введения предлагаемого механизма отметил появление у населения более ровного сотового покрытия https://rspectr.com/novosti/pochti-800-rossijskih-dereven-i-sel-obespecheny-sotovoj-svyazyu-tolko-od.... Как отмечено Минцифры https://digital.gov.ru/ru/events/41714/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f, на территориях малонаселенных пунктов экономически неэффективно всем операторам связи иметь свои базовые станции, это нецелесообразно в связи с низкой окупаемостью. Среди других позитивных последствий законопроекта – борьба с цифровым неравенством, более эффективное использование оборудования, экономия ресурсов операторов, повышение качества услуг и развитие инфраструктуры связи.