У налогов слишком много «псевдонимов»...
Первый момент - это число налогов и сборов. Слишком много различных мелких платежей, которые не столько повышают доходы бюджета, сколько создают беспокойство. Здесь я бы выделил проблему некодифицированных налогов и сборов, которые не входят в перечень Налогового кодекса, а установлены различными ведомственными актами. Они по-разному названы и продолжают существовать. На эту проблему после доклада президента Торгово-промышленной палаты РФ С.Н.Катырина обратил внимание и президент Путин, есть его распоряжение заняться этим вопросом, но... Смотрите: опять какая-то подкомиссия правительственной комиссии устанавливает сбор - десять процентов от суммы сделки при выходе иностранного бизнеса из российских активов. Это что такое?! Это прямое нарушение 57-й статьи Конституции! Ведомственное нормотворчество и «творчество» всяких там «комиссий» продолжает множить число некодифицированных поборов. А есть ситуации и ещё хлеще: когда сам Путин, будучи председателем Правительства, «подарил» на юбилей Никите Михалкову «персональный налог» - «налог на болванки», как его в народе «окрестили». Он даёт право Российскому авторскому обществу собирать процент со всех звукозаписывающих устройств, и оно очень хорошо на этот процент живёт! Вот это, пожалуй, самая большая проблема.
Я думаю, что тут очень много «наследственных» вещей. В своё время, ещё в конце 90-х, непринципиальную позицию занял Конституционный суд. Сначала он принял несколько очень важных и интересных решений, сказав, например, «нет» введению сборов за пограничное оформление: аргументов было несколько, но главный - всё должно быть в Налоговом кодексе. А потом какие-то платежи, установленные ведомствами, он оправдал. И - пошло-поехало... Накопился такой «багаж», разгребать который не проще, чем «авгиевы конюшни». Здесь уже надо принимать какое-то кардинальное и очень больное решение. Без «хирургического вмешательства» не обойтись. Но оно необходимо. И решать проблему надо, конечно, на законодательном уровне. Потому что в Налоговом кодексе и без того говорится, что все налоги и сборы устанавливаются только Налоговым кодексом. А вот как быть, если платёж по юридической своей природе является налогом, но назван «взносом», «платежом» или ещё каким-то придуманным названием. На мой взгляд, реагировать на это должна судебная система. И конечно нужно политическое решение: «не моги» помимо бюджета получать что-то на ведомственные счета и т.д.
Отсутствие стабильности. Потому что особенно для бизнеса очень важным является армейский принцип «пусть безобразно, но единообразно». Вопросы стабильности и вопросы заблаговременного принятия актов, изменяющих налоги - крайне важны. А что мы видим сегодня? - Вот этот случайный налог на случайные доходы: «заплати пять процентов со сверхприбыли, полученной в прошлом году» - он, конечно, размывает запрет «ретроактивности». Сейчас, кстати, и в Европе будет очень интересный судебный процесс. Там уже подано несколько жалоб на решение Еврокомиссии о дополнительном налогообложении сверхприбылей энергетиков. Ряд крупных компаний оспорили это решение в Европейском суде, так как оно противоречит таким основным фундаментальным конституционным ценностям, как абсолютный запрет ретроактивности в налоговых отношениях.
Само по себе это, наверное, и неплохо, есть и за рубежом его аналоги, которые действительно облегчают жизнь: когда ты владеешь, например, какой-либо недвижимостью, ты можешь дать налоговой разрешение, чтобы она списывала непосредственно с твоего счета вот эти периодические налоги, например, налог на имущество и т.д. Это, конечно, очень неплохой инструмент, потому что если ты видишь, что с тебя списали слишком много, ты можешь оспорить сумму или вообще забрать это разрешение.
Думаю, что пусть потихонечку, но удаётся. В журнале «Налоговед» мы постоянно публикуем авторов из ФНС и других налоговых органов: это и интервью, и статьи, и обмен мнениями по каким-то дискуссионным, болевым точкам.
Если я плачу налоги, то кто я: «тварь дрожащая» или «право имею...»
Для начала давайте сравним обязанность платить налоги с воинской обязанностью. Эти две обязанности похожи: и та, и другая - всеобщая. Но солдату за подвиги дают ордена, медали и очередные звания. Никто не говорит: «Служить ты обязан по конституции, так служи и не выпендривайся! Совершил подвиг - молодец, воюй дальше».
Нет, если речь идёт о налоговом капитале, то никакая это не сделка. Тут нет, не может и не должно быть никакой «торговли». Речь идёт об элементарной взаимной вежливости и благодарности государства тем, кто «с сошкой».
Очень хороший вопрос, и я отвечу на него как юрист. Почему налоговое право не является самостоятельной отраслью права? Почему это - крупнейший институт Финансового права. Потому что налоговое право мы не поймём без Бюджетного права. В Библии есть такой сюжет: когда Христос с учениками пришли в город Каптенармус, к Петру подошли сборщики податей и говорят: «Скажи, учитель ваш заплатит нам дидрахму? Петр ответил «Заплатит». Услышав это, Христос спросил: «Как ты думаешь, цари земные с кого берут подати - с сынов своих или с посторонних?» - «С посторонних» - «Так вот, если мы сыновья бога, то нам незачем платить подати».
Речь о том, что в древнем мире уплата налогов, взносов, дани всегда была признаком порабощённого состояния. Сегодня мы говорим: «налогоплательщик - гражданин». Что произошло? В этом, наверное, суть вашего вопроса и состоит: налоги только тогда признак цивилизованного мира и демократического устройства общества, когда, во-первых, они тратятся особым образом, то есть на это же общество, а во-вторых, когда они устанавливаются самим же обществом.
Эту практику уже не надо вспоминать. Мы говорим сейчас о налогообложении, как о демократическом институте, поэтому не все примеры из древнего мира могут выступать иллюстрацией. Они нам нужны, конечно, - чтобы «на грабли не наступать», понимать, как шло развитие, но не для того, чтобы подтверждать или опровергать нечто, что практикуется сегодня.
Конечно, это предложение для законодателя: предусмотреть в Налоговом кодексе систему поощрительно-стимулирующих мер в отношении налогоплательщиков, полностью и на долговременной основе исполняющих свои обязанности. К примеру, ваша фирма честно работает с 1998 года. Разве не стоит налогоплательщику за 25 лет безупречных платежей в бюджет хотя бы «спасибо» сказать?!
В «чёрный» список попасть легко, а «белый» и составить-то трудно...
Но ведь речь не идёт об отмене или о прекращении контроля. Речь идет о том, как часто и с какой глубиной этот контроль должен осуществляться. И кроме того... Что мы сейчас видим в отношении налогового контроля? - Кардинальный слом парадигмы. Со времен Лука Пачоли (итальянский математик, один из основоположников современных принципов бухгалтерии - ред.), весь бухгалтерский и налоговый учет и отчетность строились на бумажном документе.
Как же не создан?! А реестр недобросовестных поставщиков?
Я считаю, что это не вопрос о списках. Вопрос - о четко установленных критериях: ты платишь какие-то суммы, у тебя нет недоимок, к тебе нет претензий в течение какого-то количества лет, значит, ты соответствуешь критериям для того, чтобы применить - ускоренное возмещение НДС, право на такую-то льготу и т.д. и т.п. Здесь нет никакого списка, и нет никакого неравенства - все в равном положении.
За это решение человек не отвечает, он контролирует, соответствует ли критериям та или иная компания. И если критерии выполняются, сам подвигает к этому решению - требует представить льготы и т.д.
Других документов, кроме кодекса, у нас и не должно быть.
От «деталей» к принципам
Думаю, что прогнозировать очень даже можно. Инспекция будет модернизироваться. Применение новых технологий означает изменение форм и методов налогового контроля. Нельзя отставать технологически, а поскольку изменения технологий происходят все быстрее и быстрее, то следовать за этими изменениями тоже нужно быстро. И здесь своего рода тормозом выступает законодатель: он не успевает возникающие де-факто новые отношения регулировать в Налоговом кодексе. Мы же видим достаточно много таких ситуаций, когда вопросы, которые на самом деле должны находить отражение в Налоговом кодексе, регулируются ведомственными приказами, часто закрытыми. Это парадокс, который необходимо решать.
Думаю, что в этой ситуации должна вырасти роль принципов. Мы уже не можем регулировать какие-то вещи детально, но фундаментальные принципы все равно остаются теми же. И каждый новый случай мы должны будем сопоставлять не с детальной нормой, а с фундаментальным принципом. Поэтому будет возрастать роль юристов, очень глубоко образованных - образованных в фундаментальных институтах права, а не так, как сейчас, когда выпускники каких-то, простите, «вузов», узкопрофильных институтов, которые какой-то нормативный акт прочитали, что-то выучили наизусть и считают, и называют себя «юристами»... Нужны юристы, которые знают глубинные основы, исторические корни, понимают суть Права. Только они смогут в дальнейшем практиковать то Право, которое действительно будет нужно людям, бизнесу и т.д.