Россия и ВТО
В 2011 году Россия завершила переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). В течение всех 18 лет переговоров России с ВТО и ее членами в обществе периодически возникают дискуссии о последствиях этого события для экономики страны. Недовольные в основном говорят, что российские промышленность и сельское хозяйство не готовы к тому, чтобы российский рынок был открыт для глобальной конкуренции. Возражающие им указывают на то, что правила ВТО не препятствуют при необходимости применять меры по защите рынка и государственной поддержке отраслей экономики. Но страна при этом получает преимущества от членства в ВТО в том, что Россия сможет участвовать в определении мировых правил торговли, товары российских производителей не будут дискриминироваться на зарубежных рынках, торговые споры между Россией и другими партнерами смогут разрешаться с использованием специальных процедур в рамках ВТО.
Внешнеторговое законодательство России с начала 2000-х годов сформировано на основе принципов и правил ВТО. Законодательство Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества также в основном соответствует правилам ВТО. Таким образом, институционально членство в ВТО ничего не изменит. Подписан специальный Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011, определяющий правовые последствия членства России в ВТО для Таможенного союза и Белоруссии и Казахстана. Соответственно, членство России не будет препятствовать дальнейшим интеграционным процессам с партнерами по Таможенному союзу.
На официальном сайте Минэкономразвития России [1] опубликованы важнейшие документы: Протокол о вступлении России в ВТО, доклад Рабочей группы по присоединению России к ВТО, включая обязательства России перед членами ВТО по уровню ставок ввозных таможенных пошлин. Представители Минэкономразвития России открыты для общения со всеми заинтересованными лицами, неутомимо объясняя, что означают обязательства России перед членами ВТО, какие последствия они повлекут как на макроуровне, так и секторально, по отдельным отраслям экономики. Любая Компания может проанализировать, как отразится вступление России в ВТО на ее бизнесе, участвуя в консультациях с правительственными структурами. Таким образом, уже реализуется один из основных принципов ВТО – транспарентность.
Наиболее обсуждаемая тема – это ставки ввозных таможенных пошлин. После того, как Россия станет членом ВТО (ожидается, что необходимые для этого юридические процедуры будут выполнены к концу лета 2012 года), ставки пошлин не смогут устанавливаться на уровне более высоком, чем это зафиксировано обязательствами России перед членами ВТО. У многих российских производителей это обстоятельство вызывает опасения, что их продукция не выдержит конкуренции с импортом. Действительно, к окончанию переходного периода, который составляет от 3 до 7 лет, средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа уменьшится почти на 40% (озвучиваются следующие цифры: по товарам сельскохозяйственной группы ставка уменьшится до 16%, а по промышленным товарам – до 6-7%). Между тем, эффект снижения ставок пошлин не для всех отраслей российской экономики может быть негативным. В действующем Едином таможенном тарифе Таможенного союза уровень ставок ввозных таможенных пошлин более чем по 40% тарифным позициям не превышает 5%, что в условиях такого колебания курса иностранной валюты, как это было в 2011 году, вряд ли можно рассматривать как защитный барьер от импорта.
Тем не менее, обязательствами России перед членами ВТО предусмотрено снижение уровня тарифной защиты и по таким товарам, где сегодня ставки ввозной таможенной пошлины составляют от 15% до 30% (например, авиатехника, средства наземного транспорта). Установлен длительный переходный период снижения ставок пошлин на такие товары (до 7 лет).
Прогнозируется, что в условиях членства в ВТО будут востребованы такие меры по защите внутреннего рынка, как специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, помогающие адаптироваться производителям в новых условиях и противодействующие недобросовестной конкуренции в случаях субсидирования или демпинга. Процедура установления таких мер достаточно сложная, требующая углубленного экономического анализа, определенных юридических знаний правил ВТО в этой сфере.
Еще одной проблемой, связанной с вступлением в ВТО российские компании считают правила применения промышленных субсидий и меры по государственной поддержке сельского хозяйства. Справедливости ради необходимо отметить, что, во-первых, следование строгим правилам не означает отказа государства от поддержки отраслей, нуждающихся в этом, а, во-вторых, что вне зависимости от членства в ВТО в Едином экономическом пространстве в рамках ЕврАзЭС Россия уже приняла на себя обязательства следовать правилам оказания государственной поддержки, основанным на нормах ВТО. И этим же правилам обязались следовать наши партнеры по Таможенному союзу – Белоруссия и Казахстан.
В связи с членством в ВТО Россия будет ограничена применять некоторые инструменты, стимулирующие организацию новых производств.
В частности, правилами ВТО не допускается установление льгот под обязательства локализации производства. Такие инструменты сейчас в России применяются в Особой экономической зоне в Калининградской области, а также для автопроизводителей (т.н. режим «промышленной сборки»). Тем не менее, предусмотрено, что для резидентов в Калининградской области существующий режим сохранится до 2016 года, а для автопроизводителей – до 2018 года. Отметим, что в России и Таможенном союзе не в полной мере задействованы не противоречащие ВТО меры стимулирования организации производств, в том числе экспортноориентированных и высокотехнологичных. Например, не реализованы таможенные процедуры переработки, в Едином таможенном тарифе Таможенного союза есть множество примеров нарушения эскалации, когда ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия значительно ниже, чем на материалы и комплектующие, из которых они изготавливаются. Есть и другие незадействованные или задействованные не в полной мере инструменты, стимулирующие организацию производств в России, совместимые с обязательствами перед членами ВТО.
Вступив в ВТО, Россия сможет участвовать в мировой торговле на основе режима наибольшего благоприятствования со всеми членами ВТО. Сейчас этот режим предоставляется в отношениях только с теми странами, с которыми у России есть двусторонние соглашения, предусматривающие это. Режим наибольшего благоприятствования предусматривает, что любой член ВТО обязуется предоставить товарам другого ее члена не менее благоприятные условия в области регулируемых ВТО отношений (прежде всего, это меры, ограничивающие доступ товаров на рынки), какие этот член предоставляет товарам всех (любых) других членов ВТО. Это означает, что ни один из 155 членов ВТО не вправе будет дискриминировать товары российских поставщиков на мировом рынке.
С вступлением в ВТО связываются ожидания повышения траспарентности в том, что относится к применению ветеринарных, фитосанитарных мер и технических мер регулирования.
Также правила ВТО требуют, чтобы внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениям о продаже, покупке, перевозке, распределению или использованию товаров равно применялись к отечественным и импортным товарам, за редкими прямо установленными нормами ВТО исключениями. В том, что относится к косвенным налогам (НДС, акциз), Россия уже давно применяет такие правила. Требования к таможенным формальностям и процедурам составляют незначительную часть правил ВТО. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 года содержит общие принципы к организации таможенных формальностей с тем, чтобы они не являлись искусственными барьерами в торговле.
Статья VIII ГАТТ требует, чтобы таможенные сборы были ограничены по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг и не использовались в фискальных целях. После того, как Россия станет членом ВТО, максимальный размер таможенных сборов будет 30 тыс. рублей (сейчас – 100 тыс.).
Та же статья VIII ГАТТ устанавливает принцип соразмерности наказаний за таможенные правонарушения. «Никакая из Договаривающихся Сторон не должна налагать крупных штрафов за незначительные нарушения таможенных правил или процедурных требований. В частности, штраф за какие-либо пропуски или ошибки в таможенной документации, которые легко исправимы и явно были совершены не в целях обмана и не являются грубой небрежностью, не должен превышать размера, который необходим для того, чтобы служить только предупреждением».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо особенностей в санкциях в зависимости от обстоятельств, вследствие которых произошло правонарушение, если будет установлена вина нарушителя. Вероятно, для того, чтобы не допускать коррупционных явлений, российское законодательство не предоставляет возможностей при определении размера санкций учесть требования ГАТТ. На практике, если до подачи таможенной декларации импортер или его таможенный брокер не обнаружили ошибки в представляемых в таможню документах, санкция, например, за неправильно указанный артикул в таможенной декларации может составить до 200 % стоимости товаров. Импортер предпочитает скорее уничтожить товар, чем придти в таможню и сознаться в допущенных ошибках.
Ст. VII ГАТТ и Соглашение ВТО о применении статьи VII ГАТТ посвящены таможенной оценке или определению таможенной стоимости товаров. Формально законодательство Таможенного союза соответствует всем канонам ВТО. Но правоприменение иногда ориентируется на другое. Под видом противодействия нарушениям с использованием системы управления рисками таможенные органы применяют такие технологии контроля, что по ряду товаров в терминологии ВТО похоже на установление минимальных цен. Излишне говорить, что такие методы прямо запрещены правилами ВТО. Использование международных стандартов в этой сфере поможет сократить количество споров между таможенниками и импортерами.
[1] http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/wto/indexdocs