Загрузка...
01.02.2024
3 мин. на чтение

Роман Жеребцов: «Суд превращается в бесплатную лотерею с шансом выиграть ценный денежный приз»

Руководитель группы практики трудового и миграционного права «Пепеляев Групп» Роман Жеребцов рассказал о том, какие споры между работниками и работодателями чаще всего доходят до суда, к каким уловкам прибегают недобросовестные сотрудники, чтобы выиграть дело, как изменилась практика по привлечению к дисциплинарной ответственности и почему дистанционщики оказываются более решительными в случае конфликтов с работодателем.

С какими проблемами сейчас обращается бизнес к консультантам по трудовому праву?
Традиционно бизнес обращается к нам за поддержкой текущих HR-процессов. Также в конце и в начале года многим компаниям необходимо обновить политики. Учитывая, как часто сейчас меняется трудовое законодательство и практика, проводить аудит ЛНА нужно как минимум раз в год. Так как мы практикующие юристы, то помогаем клиентам подстелить соломку в нужных местах, учитывая актуальные тенденции судебной практики.

При этом судов по трудовым спорам меньше не становится. С чем это связано?
Работники стали гораздо активнее защищать свои права. Они чаще обращаются с претензиями к работодателю, в суд, в ГИТ и прокуратуру. Но это не означает, что работодатели стали чаще нарушать права работников. Напротив, бизнес (в первую очередь я говорю о наших клиентах) стремится максимально соблюдать законодательство. Однако отдельные работники, видя усиливающийся тренд на защиту судами их прав, пытаются использовать это в своих интересах.

Так как работники освобождены от судебных расходов по трудовым спорам, для некоторых граждан суд из средства восстановления нарушенных прав превращается в бесплатную лотерею с шансом выиграть ценный денежный приз или получить иные преимущества от работодателя. Иногда работники, к которым есть нарекания, начинают превентивно жаловаться в ГИТ или угрожают судом, чтобы работодатель предпочел с ними не связываться.

С какими требованиями работники обращаются в суд чаще всего?
Как правило, это споры об увольнении, о взыскании с работодателя каких-либо денежных сумм. Также в последнее время работники стали активнее обжаловать дисциплинарные взыскания, в том числе даже такие мелкие, как замечания.

Какие уловки работники используют в ходе судебных разбирательств?
Часто недобросовестные работники рассматривают правовые позиции высших судов как некие лайфхаки или руководство к действию. Например, стало больше споров о признании незаконными увольнений по соглашению сторон. ВС сказал, что волеизъявление работника на увольнение по соглашению должно быть добровольным. Это безусловно так, но некоторые работники теперь понимают, что в суде нужно настаивать на отсутствии своей «доброй воли» подписать соглашение, а работодатель будет вынужден как-то доказывать обратное.

Приведете пример из практики?
Недавно у нас был такой кейс. Сотрудник не проходил испытательный срок, так как к его работе было много нареканий. Попытки работодателя исправить качество работы не привели к успеху. Сотруднику грозило увольнение за непрохождение испытания. Компания не хотела портить сотруднику трудовую книжку, это было его первое место работы. Ему предложили расстаться по соглашению сторон с выплатой небольшой компенсации. Сотрудник охотно согласился с таким вариантом, а спустя какое-то время обратился в суд. В суде он предъявил аудиозапись переговоров с работодателем, которая якобы подтверждала, что на него оказывали давление. При этом сотрудник старательно отредактировал запись, оставив только несколько фраз, которые с натяжкой можно было расценить как давление.

Вам удалось убедить суд в недобросовестности работника?
Да. В целом разговор между работником и работодателем шел в доброжелательном ключе, давления не было. Полная версия аудиозаписи переговоров, которую мы предъявили суду, не оставляла сомнений в том, что увольнение добровольное. Кроме того, мы представили переписку работодателя с работником о недостатках в его работе, подтвердив реальность потенциального увольнения за непрохождение испытания. В совокупности это убедило суд в необоснованности требований работника.

Но исход дела мог быть другим, если бы у работодателя не оказалось полной версии аудиозаписи переговоров или не было бы письменных подтверждений нареканий к работнику. В подобных ситуациях мы всегда рекомендуем аккуратно проводить переговоры, записывать их, предъявлять претензии работникам не только в устном, но и в письменном виде. Следует помнить, что любые слова могут всплыть в суде и подтвердить позицию той или иной стороны в споре.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Трудовые споры»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Роман Жеребцов
Руководитель практики трудового и миграционного права
r.gerebtsov@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

23.04.2024

Новости недвижимости и строительства: объекты культурного наследия, рекламные конструкции и другие.

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о главных новостях в области недвижимости и строи...

Смотреть

03.06.2024

План повышения эффективности. Как он может помочь работодателю в разных ситуациях

Партнер, руководитель практики трудового и миграционного права «Пепеляев Групп» Анна Берлина и младший юрист Александра ...

20.05.2024

В Трудовом кодексе закрепят гарантии для временных работников

Для сотрудников, которые трудоустраиваются на короткие сроки, пропишут гарантии в Трудовом кодексе РФ. Они смогут выходить...

03.05.2024

Среди всех бонусов работники больше всего заинтересованы в получении премий

Премии обгоняют все остальные составляющие социального или компенсационного пакета от работодателя. Чаще всего речь идет...

24.04.2024

Кадры со школьной скамьи

Качественное профессиональное образование невозможно без участия работодателей. По оценке Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, ...