2017 год объявлен в России Годом экологии. Вопросам реформирования природоохранного законодательства уделяется повышенное внимание: введены новые правила, возлагающие на природопользователей дополнительные обязанности, разрабатываются проекты новых нормативных актов.
С 2016 года внедрен институт ответственности производителей и импортеров за судьбу части отходов от использования произведенных/ввезенных ими товаров, предполагающий утилизацию отходов либо уплату экологического сбора. В 2017 году предприятиями впервые сдана отчетность и уплачен сбор за 2016 год.
Поступившие от уплаты экосбора средства будут направляться в регионы в виде субсидий на формирование отходоперерабатывающей отрасли. При этом сегодня законом предусмотрено предоставление субсидий только субъектам РФ. Однако субсидирование региональных программ не охватывает всех приоритетных направлений расходования средств, поступивших от уплаты сбора. В связи с чем, подготовлен законопроект, предусматривающий возможность предоставления аналогичных субсидий также юридическим лицам. В настоящее время у большинства предприятий отсутствуют необходимые мощности либо средства для строительства объектов инфраструктуры по обращению с отходами. Принятие же названных поправок позволит предприятиям создавать дорогостоящие объекты обработки и утилизации отходов с привлечением бюджетных средств.
Логическим продолжением реформы законодательства в области обращения с отходами должен стать запрет на захоронение отходов, содержащих полезные компоненты. Запрет на захоронение лома планировалось ввести в действие уже с 1 января 2017 года. Однако до настоящего момента перечень отходов, содержащих полезные компоненты, Правительством РФ не утвержден. Вероятнее всего запрет вступит в силу лишь в 2018 году.
В рамках совершенствования природоохранного законодательства субъектам хозяйственной деятельности предписано оперативно внедрять на производстве наилучшие доступные технологии (НДТ). От оперативности внедрения НДТ будет зависеть размер платы за НВОС, а в скором времени и сама возможность функционирования предприятий. Уже с начала 2018 года предприятия, относящиеся к объектам I категории, будут обязаны оснащать стационарные источники выбросов и сбросов загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения и учета, а также техническими средствами фиксации и передачи информации. Разработан проект перечня таких стационарных источников, к которым отнесено, в том числе, технологическое оборудование для производства нефтепродуктов.
Внедрение НДТ направлено, помимо прочего, на повышение эффективности использования попутного нефтяного газа (ПНГ). Существующие способы полезного использования ПНГ достаточно капиталоемки, в особенности это касается месторождений на шельфе, где не подходят распространенные на суше способы утилизации ПНГ. Согласно данным сайта Росстандарта, в планах на 2017 год – разработка справочника НДТ по добыче и переработке природного газа, переработке нефти.
Введение в действие большого числа новых требований может привести к необоснованной активизации контролирующих органов. Хозяйствующим субъектам следует быть готовыми к росту проверок в сфере соблюдения экологического законодательства. Особенно актуально это утверждение в свете обсуждаемых изменений в КоАП РФ. Уже сейчас планируется ввести ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение предприятиями обязанности по внедрению НДТ. Кроме того, следствием несоблюдения установленной процедуры внедрения новых технологий и его документального оформления может стать невозможность применения к ставкам платы за НВОС коэффициента 0.
В условиях стремительно меняющихся правил игры, рекомендуем бизнесу следить за нововведениями, чтобы с одной стороны избежать ответственности, а с другой – своевременно использовать новые возможности по экономическому стимулированию. С учетом наращиваемого регуляторами темпа внедрения новых нормативных требований, к работе по их соблюдению лучше приступить заранее.