Весной 2023 г. ФНС России дала разъяснения по вопросам применения таких льгот. Автор статьи считает, что отдельные положения этого документа весьма спорные и несут объективные риски для резидентов. Руководитель Сахалинского офиса «Пепеляев Групп» Андрей Микулин в своей статье рассматривает их подробнее.
Статьей 427 НК РФ для организаций, получивших статус резидентов территорий опережающего развития (ТОР) или свободного порта Владивосток (СПВ), установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения.
Льгота по страховым взносам – один из наиболее действенных стимулов для привлечения инвесторов на преференциальные территории. В то же время правомерность ее использования строго контролируется налоговыми органами. Наиболее распространенные претензии, адресованные налогоплательщикам по результатам налоговых проверок, ранее уже рассматривались в «Налоговеде».
В последнее время круг претензий расширился. Главным образом это произошло вследствие выявления недобросовестных действий, направленных на получение необоснованной налоговой экономии посредством применения пониженных тарифов при исчислении страховых взносов, предусмотренных для резидентов.
С учетом актуальности проблемы ФНС России в апреле 2023 г. подготовила и направила в нижестоящие налоговые органы согласованную с Минфином России позицию по отдельным спорным вопросам применения этой льготы.
Создание дополнительных рабочих мест
Один из критериев, по которым оценивается заявка претендента на заключение соглашения об осуществлении деятельности на преференциальной территории, – количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта.
Может оказаться, что в ходе реализации инвестиционного проекта резидент создаст большее число рабочих мест, чем было запланировано при заключении соглашения. Минфин России неоднократно указывал, что в таком случае применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат сотрудникам, занятым на рабочих местах, не указанных первоначально в соглашении, возможно только после согласования нового перечня рабочих мест с уполномоченным региональным органом государственной власти (органами управления ТОР/СПВ) и заключения дополнительного соглашения. В апрельском Письме ФНС России подтвердила неизменность позиции по этому вопросу. Аналогичный подход можно встретить и в судебной практике.
Однако приведенную позицию нельзя назвать устоявшейся. В некоторых случаях суды приходят к противоположным выводам.
При этом тот же суд в недавнем аналогичном споре подчеркнул, что для применения льгот необязательно заключение дополнительного соглашения с согласованием количества вновь создаваемых рабочих мест.
Другими словами, подход налогового органа был признан излишне формальным, не отвечающим действительным целям преференциального режима в целом и конкретного инвестиционного проекта в частности. Отмечая, что для применения льготы по страховым взносам согласование большего количества рабочих мест правового значения не имеет, судьи посчитали ключевым критерием, от которого зависит право на льготу, непосредственную связь выполняемых работником трудовых обязанностей с исполнением соглашения об осуществлении деятельности.
С учетом противоречивости выводов судебных инстанций применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат работникам, занятым на рабочих местах, не указанных первоначально в соглашении и не согласованных с уполномоченным органом, чревато претензиями налоговой инспекции. Во избежание этого резидентам все же целесообразно своевременно обращаться к уполномоченным органам с заявлением о согласовании расширенного перечня создаваемых рабочих мест.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
«Налоговед»