Загрузка...
05.02.2025
3 мин. на чтение

Побочные продукты производства: первые судебные споры

В 2022 г. Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ введено понятие «побочный продукт производства» и установлены правила обращения с такими продуктами. Руководитель экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко прокомментировала нормативное регулирование и правоприменительную практику, сложившуюся на сегодняшний день.

Согласно ст. 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), лица, в результате деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства, вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) при условии, что эти вещества и (или) предметы не включены в перечень, утвержденный распоряжением № 4249-р.

К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, выполнении работ и оказании услуг и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку, в отличие от вторичного сырья, в жизненном цикле побочных продуктов отсутствует стадия отхода, они должны быть поставлены на учет в качестве побочных продуктов по факту их появления (производства).

При этом положениями ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ:
  • ограничен срок, в течение которого побочные продукты подлежат использованию, - три года с момента их учета в качестве побочных продуктов;
  • предусмотрены серьезные правовые и экономические последствия несоблюдения срока использования побочных продуктов - признание их отходами и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в повышенном размере (с применением коэффициента 52).
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ, лица, в результате деятельности которых образовались побочные продукты производства, отражают информацию об их видах, объемах образования, о дате образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или при передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи в программе производственного экологического контроля (ПЭК) и отчете об организации и о резуль татах ПЭК в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109.
Согласно п. 6 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ, не допускается передача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем третьим лицам побочных продуктов производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством России.

Обязательные требования к продукции и связанные с ними требования к процессам производства, эксплуатации, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ). Согласно требованиям Закона № 184-ФЗ, организации, в том числе коммерческие, вправе разрабатывать и утверждать стандарты организаций на производимую продукцию, в том числе на побочную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции.

Статья 1 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ) относит стандарты организаций к документам по стандартизации, разрабатываемым для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. Стандарты организаций являются частью национальной системы стандартизации.

В соответствии со ст. 14 Закона № 162-ФЗ стандарты организаций разрабатываются в том числе в виде технических условий. Требования к разработке и содержанию технических условий предусмотрены ГОСТ 2.114-2016 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» (введен взамен ГОСТ 2.114-95).

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Экология производства»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Юлия Юрченко
Руководитель экологической группы (г. Красноярск)
y.yurchenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

11.12.2024

Уголовная ответственность за бумажный НДС: оздоровление деловой среды или риски для бизнеса

Подписан Федеральный закон от 23.11.2024 № 406-ФЗ, который вводит уголовную ответственность за торговлю вычетами «бумажного» НДС (новая статья 173.3 Уголовного кодекса РФ...

Смотреть

11.02.2025

ВС пояснил порядок взыскания вреда, причиненного вырубкой зеленых насаждений

Руководитель практики недвижимости и строительства Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев Групп» Елена Крестьянцева отмечает,...

04.02.2025

ВС напомнил, что с причинителя вреда нельзя взыскать возмещение дважды

14 января Верховный Суд вынес Определение № 41-КГ24-52-К4, в котором рассмотрел спор о возмещении обществом и его бывшим...

04.02.2025

ТОП-9 главных новостей экологии за 2024 г.: медотдходы, НВОС, ПЭТ-продукция, ГЭЭ, ОВОС и др.

Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о ТОП-9 главных новостях эколог...

04.02.2025

Итоговый обзор новостей экологии за 2024 г.

Главные новости: Реформирована система обращения с медицинскими отходами Приняты поправки, согласно которым объекты...