Меморандум о противодействии нарушению весогабаритных норм при грузовых автомобильных перевозках был разработан Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК совместно с Федеральной налоговой службой России. Новые правила, согласно которым морские и речные терминалы, а также элеваторные комплексы не будут принимать автомобильный транспорт с превышением весогабаритных норм более чем на 2%, действуют с 15 сентября 2020 года. Целевая аудитория меморандума — компании и индивидуальные предприниматели, которые участвуют в транспортировке продукции растениеводства и животноводства грузовым автомобильным транспортом: заказчики перевозки, грузополучатели (в том числе зерновые терминалы (порты), элеваторы, переработчики) и отправители, перевозчики и экспедиторы.
Суть вопроса
В документе приведены несколько целей, среди которых безопасность жизни и здоровья водителей транспортных средств, других участников дорожного движения, уменьшение износа дорог и коррупции. Но основной, как видится, является борьба с неуплатой налогов в сфере перевозок сельскохозяйственной продукции в связи с перегрузами машин, под которыми понимается превышение допустимой массы автотранспорта или допустимой нагрузки на ось транспортного средства, влекущее административную ответственность. Автомобили с облегченным кузовом могут перевозить 27-28 т зерна, обычные грузовики с прицепом — не более 24-25 т. Однако на практике в машины грузят до 40-55 т.Перегрузы возникают из-за нескольких причин: компании либо экономят на логистике за счет превышения допустимой законом массы автомобилей с грузом, либо в связи с большим объемом продукции не успевают в сжатые сроки перевезти ее всю и вынуждены идти на нарушения нормативов. Перегрузы, вызванные первой причиной, приводят к тому, что компании уменьшают стоимость услуг перевозки, устанавливая, в том числе за счет экономии на налогах, необоснованно низкие цены. Благодаря этому они приобретают преимущество по стоимости транспортировки, создавая другим участникам рынка неконкурентные условия. Такие действия ФНС признает незаконной налоговой оптимизацией, вследствие которой, по словам представителя ведомства, в бюджет не поступает значительная часть налогов по отрасли. Проблема перегрузов в сфере перевозок агропродукции подтверждается и многочисленной судебной практикой.
Трудности выполнения
Соблюдение и законность данных мер отвечает соответствующим отраслевым законодательствам: административным, гражданским, антимонопольным. Однако возникает вопрос о соответствии последней меры (предоставление органам госконтроля, в частности ФНС России, товарно-транспортных документов и/или их реестров) налоговому законодательству: не перекладывает ли таким образом Федеральная налоговая служба свои обязанности на налогоплательщиков?На первый взгляд кажется, что эта мера не касается компании, если она не присоединилась к меморандуму, и ей не придется направлять в ФНС реестр товарно-транспортных документов или сами документы. Но на практике запросы на их предоставление направляются ФНС всем: как лицам/компаниям, подписавшим меморандум, так и не присоединившимся к нему. И у них зачастую возникает много сложностей. В частности, для того, чтобы заполнить реестр, необходимо обладать достоверными сведениями о грузополучателе (наименование, его ИНН), дате приемки и времени выгрузки, собственнике груза, дате и номере товарно-транспортной накладной (ТТН), номерах автомобиля и прицепа, которыми осуществляется перевозка, ФИО водителя, фактической массе автомобиля (прицепа) с грузом и без (брутто и нетто) при приемке и пр. При этом у компаний обычно имеется в доступе далеко не вся эта информация. Отсутствующие сведения необходимо запрашивать у контрагентов или у иных лиц, которые могут обладать такой информацией, фиксировать, измерять при приемке груза.
В обычной практике налогоплательщики этим не занимаются, так как многие эти данные не требуются для заполнения первичной документации. Но теперь получается, что для заполнения реестра компаниям необходимо еженедельно анализировать товарно-транспортные документы, что составляет огромный массив информации, и переносить данные из этих документов в реестр, запрашивать у третьих лиц отсутствующие сведения, при каждой приемке измерять массу автомобиля с грузом и без, чтобы определить, имеется ли превышение на 2%, и совершать ряд других действий. Кроме того, в случае, если вес транспортного средства с грузом при приемке превысил разрешенный вес, то компаниям вместе с реестром необходимо также направить заверенные копии товарно-транспортных документов.
Только законные требования
Вместе с тем, согласно Налоговому кодексу, налогоплательщики обязаны представлять налоговому органу документы и информацию лишь в случаях и порядке, которые предусмотрены кодексом. Соответственно, ФНС вправе запросить товарно-транспортные документы или во время налоговой проверки самого налогоплательщика, или при проверке его контрагента, и вне рамок проверки относительно конкретной сделки. Какие-либо иные случаи Налоговый кодекс не предусматривает. Такое право не может быть установлено и в прочих актах, что бы ни предполагал меморандум или другой аналогичный документ. При этом, ФНС России, запрашивая документы, должна сослаться на конкретную статью и пункт. Например, в случае, если документы (информация) запрашиваются на основании ст. 93.1 НК РФ, то в запросе должен быть указан и определенный пункт этой статьи. В частности, по п. 1 ст. 93.1 НК РФ у компании запрашиваются документы (информация) по его контрагенту, в отношении которого проводится налоговая проверка, а по п. 2 ст. 93.1 НК РФ – документы (информация) касательно конкретной сделки.Да и в целом налоговая служба не вправе запрашивать у компаний как в рамках проверки, так и вне ее реестр товарно-транспортных накладных, так как запросу подлежат лишь те документы, составление которых предусмотрено законодательством. Указанный реестр к таким документам не относится. Реестр представляет собой сводный акт, составленный налогоплательщиком исходя из анализа данных множества товарно-транспортных и иных документов. И компании, анализируя и сводя всю информацию в единую бумагу, по сути, выполняют за налоговую всю ее аналитическую работу.
Следовательно, законность запросов ФНС о предоставлении упомянутых документов (информации) в рамках меморандума сомнительна. Также следует отметить, что компанию за непредоставление по запросу такой информации могут привлечь к ответственности только в тех случаях, когда эти запросы законны. Очевидно, что подобными действиями налоговая служба по сути перекладывает на налогоплательщиков свои обязанности по выборке и анализу документов, а также по установлению обстоятельств перевозки сельхозпродукции.
Что же имеет ФНС, получая эти документы? С ними служба с легкостью может проанализировать весь состав участников перевозки груза начиная от продавца и заканчивая конечным покупателем, объемы поставок, когда и у какого участника сделки произошли отклонения от объемов, установленных в договоре, и многие другие факты. Компании фактически предоставляют информацию обо всех значимых обстоятельствах, необходимых для проведения налоговых проверок или предпроверочных анализов, упрощая тем самым проведение проверки, а также поиск и анализ фактов, свидетельствующих о возможном нарушении налогового законодательства.
Однако, несмотря на объем и степень детализации всей предоставляемой ФНС информации, в случае, если в перевозку «затесались» лица, оптимизировавшие налоги, часто незаконно, то с большой долей вероятности за компенсацией недополученных налогов придут именно к компании, которая добросовестно предоставляла все данные. Такое предприятие, по мнению налоговиков, не исчезнет, у него найдутся финансовые средства и ему важна репутация на рынке. Поневоле вспоминается сакраментальное: «Чистосердечное признание облегчает душу, но увеличивает срок».