1 января 2024 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 451-ФЗ). Этот закон реформировал институт расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП). При этом законодатель предоставил субъектам РОП возможность адаптироваться к новому регулированию. С этой целью в Закон № 451-ФЗ включены переходные положения, содержание которых сводится к тому, что в 2024 году субъекты РОП смогут подать отчетность по прежним правилам с учетом нескольких особенностей. Подробнее в статье старшего юриста «Пепеляев Групп» Ольги Ядрихинской.
До 15 апреля 2024 года производителям и импортерам товаров, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни, необходимо будет предоставить:
-
декларацию о количестве товаров и упаковки, выпущенных в обращение на территории РФ в 2023 году (ранее подавалась до 1 апреля года, следующего за отчетным);
-
отчетность о выполнении нормативов утилизации товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена в 2022 году (ранее подавалась до 1 апреля года, следующего за отчетным);
-
расчет экологического сбора в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена в 2022 году.
Как и прежде, производители представляют отчетность в территориальный орган Росприроднадзора, а импортеры — в центральный аппарат Росприроднадзора. Отчетность подается в электронном виде: через единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ) или на сайте Росприроднадзора.
К отчетности, подаваемой в 2024 году, не будет применяться важное изменение, которое переносит обязанность отчитываться за упаковку, в которую упакован товар, с производителя соответствующего товара на производителя упаковки. То есть за 2023 год за упаковку товара попрежнему будет отчитываться производитель товара. Минприроды разъяснило, какими подзаконными актами следует руководствоваться при подготовке отчетности (включая расчет экосбора) в 2024 году за 2023 год:
- перечнями товаров и упаковки, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3721-р;
- нормативами утилизации отходов от использования товаров, установленными распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3721-р;
-
ставками экосбора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 284.
Новый порядок подачи отчетности в 2025 году
Согласно новым правилам, которые будут впервые применяться к отчетности за 2024 год, подаваемой в 2025 году, производители и импортеры товаров из государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обязаны будут предоставлять всю отчетность исключительно через ЕФГИС УОИТ. Ее оператором назначена публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Отчетным периодом является календарный год.
Отчетность представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Соответствующая норма сформулирована неоднозначно, что вызывает вопросы о порядке ее применения. Так, она может быть истолкована таким образом, что:
- в 2024 году субъект РОП производит/ввозит товары, подпадающие под РОП, и до 15 апреля 2025 года подает отчетность о массе произведенных/ввезенных товаров;
- в 2025 году субъект РОП утилизирует определенный процент от массы товаров, произведенных/ввезенных в 2024 году (согласно установленному нормативу), и до 15 апреля 2026 года подает отчетность о выполнении самостоятельной утилизации в отношении товаров, произведенных/ввезенных в 2024 году.
Именно такой подход к подаче отчетности применялся согласно прежней редакции Закона № 89-ФЗ. Однако, как может следовать из публичных комментариев РЭО, этот подход планируется изменить следующим образом:
-
в 2024 году субъект РОП производит/ввозит товары, подпадающие под РОП, и до 15 апреля 2025 года подает отчетность о массе произведенных/ввезенных товаров;
-
в 2024 году субъект РОП утилизирует определенный процент от массы товаров, произведенных/ввезенных в том же 2024 году (согласно установленному нормативу), и до 15 апреля 2025 года подает отчетность о выполнении самостоятельной утилизации в отношении товаров, произведенных/ввезенных в 2024 году.
В пользу второго варианта толкования говорит и то обстоятельство, что в переходных положениях Закона № 451-ФЗ предусмотрена обязанность субъектов РОП дополнительно отчитаться в 2025 году по «старым» правилам об утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена в 2023 году.
В 2025 году производители упаковки товаров обязаны будут отчитываться за упаковку
Одно из ключевых изменений, внесенных Законом № 451-ФЗ, предусматривает, что в 2025 году производителям упаковки товаров необходимо будет отчитаться о соответствующей упаковке. Производители товаров в упаковке от такой обязанности освобождены.
Законом № 451-ФЗ отдельно урегулирована ситуация, когда производитель упаковывает произведенный им товар, в том числе путем нагревания, вытягивания, деления на части упаковки, за исключением случаев, если указанная упаковка произведена данным производителем товара.
Соответствующие действия, выполняемые производителем товара, не считаются производством упаковки. Следовательно, у производителя товара отсутствует обязанность обеспечивать утилизацию отходов от использования указанной упаковки (за исключением случаев, когда он сам ее произвел). Таким образом, обязанность отчитываться о ее утилизации также отсутствует.
Формулировка нормы п. 6 ст. 24.4 Закона № 89-ФЗ не вполне удачна, поскольку содержит открытый перечень операций с упаковкой (союз «в том числе» находится в начале перечисления). В связи с этим у производителей товаров зачастую возникают вопросы, необходимо ли отчитываться за тот или иной вид упаковки, прямо не упомянутый в указанной норме, но соответствующий общей логике регулирования (в качестве примера можно привести комбинированную упаковку зубных щеток, компоненты которой закупаются у различных производителей, а сборка выполняется непосредственно на производстве зубных щеток).
В связи с этим производителям можно рекомендовать заблаговременно направлять соответствующие формальные запросы в Росприроднадзор с целью прояснить его позицию применительно к конкретным видам упаковки.
В 2025 году необходимо будет отчитаться в том числе за списанные или бракованные товары
Действовавшее прежде регулирование предусматривало, что обязанность обеспечить утилизацию отходов от использования товаров (ОИТ) возникала с момента первичной реализации товаров на территории РФ.
С 1 января 2024 года обязанность по утилизации у производителей товаров наступает с самой ранней из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров, упаковки;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, упаковки; день отгрузки (передачи) или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров в упаковке, если производство упаковки осуществляется для целей размещения в ней собственных товаров;
- день списания испорченных или бракованных товаров, упаковки.
Для импортеров момент наступления обязанности обеспечить утилизацию товаров и упаковку зависит от того, из каких стран они их ввозят:
- в случае импорта из государств – членов ЕАЭС такая обязанность наступает в день, когда товары в упаковке приняты на учет;
- в случае импорта из государств, которые не входят в ЕАЭС, до 1 января 2026 года такая обязанность наступает со дня выпуска товаров таможенным органом для внутреннего потребления;
- в случае импорта из государств, которые не входят в ЕАЭС, с 1 января 2026 года импортеру необходимо будет до дня выпуска товаров для внутреннего потребления уплатить экосбор, либо сообщить о намерении самостоятельно утилизировать ОИТ и предоставить гарантии оплаты экосбора (на случай, если он не обеспечит самостоятельную утилизацию ОИТ).
Таким образом, если ранее производителям и импортерам не требовалось обеспечивать и отчитываться за утилизацию списанных или бракованных товаров, то в соответствии с новым регулированием, они обязаны это делать.
Особенности отчетности за импорт из стран, не входящих в ЕАЭС
Для импортеров товаров из стран, не входящих в ЕАЭС, ужесточены требования, касающиеся представления отчетности. Так, они обязаны представить отчетность о массе ввезенных товаров/упаковки в ЕФГИС УОИТ до дня выпуска товаров для внутреннего потребления.
С 1 января 2026 года импортерам, планирующим самостоятельно осуществлять утилизацию, необходимо будет прилагать к указанной отчетности:
- уведомление о намерении самостоятельной утилизации ОИТ; и
- банковскую гарантию уплаты денежных сумм в размере экосбора; или
- договор поручительства по уплате суммы в размере экосбора, заключенный с лицом, включенными в реестр утилизаторов.
При этом Закон № 451-ФЗ предусматривает полномочия Правительства РФ провести эксперимент, в рамках которого отдельных импортеров, планирующих самостоятельную утилизацию, обяжут представлять указанные документы до 1 января 2026 года.
Правительство РФ также вправе установить перечень товаров, которые относятся к критически важной продукции для экономики РФ. Импортеры таких товаров из стран, не относящихся к ЕАЭС, будут отчитываться о массе ввезенных товаров по более мягким правилам, которые применяются к импортерам из стран ЕАЭС.
Отчетность о выполнении самостоятельной утилизации предоставляется импортерами из стран, не входящих в ЕАЭС, по общим правилам – до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Производители/импортеры некоторых товаров освобождены от представления отчетности
В соответствии с изменениями, применяющимися при подаче отчетности в 2025 году, из-под действия правил о РОП выведены товары, относящиеся к оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, а также связанные с государственной тайной и иной информации ограниченного доступа.
Кроме того, как и прежде, не требуется утилизировать и, соответственно, включать в отчетность данные об утилизации ОИТ в отношении товаров:
-
используемых в качестве сырья, материалов, запчастей, комплектующих при производстве товаров, включенных в перечни товаров, подлежащих утилизации;
-
используемых при производстве транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор;
вывозимых из РФ.
Производителям и импортерам указанных товаров можно порекомендовать заблаговременно собрать документы, которые могли бы подтвердить, что в отношении их товаров отсутствует необходимость подавать отчетность об утилизации. Как показывает практика, такие документы могут пригодиться в случае предъявления Росприроднадзором претензий в связи с ненадлежащим неисполнением производителями и импортерами обязанности по представлению отчетности об утилизации.
Новые правила проверки отчетности
Росприроднадзор обязан в течение 90 дней со дня подачи отчетности о самостоятельной утилизации рассмотреть такую отчетность, договоры и акты утилизации и принять решение о ее подтверждении, отказе в подтверждении или же о подтверждении отчетности в отношении иной массы.
В законе не указано, что указанный срок является пресекательным. Поэтому можно предположить, что РПН сможет выдвигать претензии, связанные с недостоверностью отчетности, и за его пределами.
Также РПН сопоставит отчетность с информацией, содержащейся в ЕФГИС УОИТ и информационных системах иных ведомств, включая ФНС, ФТС, с официальной статистической информацией. Кроме того, законом предусмотрено право РПН запрашивать дополнительную информацию у субъектов РОП, утилизаторов, проводить выездные проверки и привлекать РЭО к проведению контрольных мероприятий.
Еще один способ проверить достоверность отчетности об утилизации, предусмотренный законом, позволяет РЭО анализировать отчетность утилизаторов на предмет ее соответствия информации, содержащейся в ЕФГИС УОИТ. При выявлении расхождений РЭО информирует об этом РПН.
Выводы
РПН получил широкие возможности, которые позволят ему доказывать недостоверность отчетности об утилизации и привлекать субъектов РОП к административной ответственности на основании ст. 8.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе за предоставление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Напомним, что ч. 2 указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в двукратном размере суммы экосбора по каждой группе товаров/упаковки, в отношении которых субъект РОП не сможет доказать, что он самостоятельно утилизировал ОИТ. Указанный штраф не имеет «верхней планки» и может достигать сотен миллионов рублей.
В связи с этим субъектам РОП следует уже сейчас начинать подготовку к отчетной кампании 2025 года, например, привлекать надежных утилизаторов или самостоятельно закупать необходимое для утилизации оборудование, корректно оформлять все документы в рамках РОП, чтобы снизить указанный риск.