Организациям нужна компенсация
В отсутствие прямой или опосредованной компенсации из бюджета, как это было, например, при межтарифной разнице, ресурсоснабжающие организации, вынужденные поставлять ресурс банкроту в обозначенных целях, попытались претендовать хотя бы на преимущество среди прочих кредиторов по текущим платежам. Суды, к сожалению, не всегда давали такой приоритет. И вот его предоставил КС, что, безусловно, является большой победой.
Это означает, что плата за предотвращение катастрофы на объекте банкрота в определенном смысле перекладывается на прочих, прежде всего, добровольных кредиторов с ресурсоснабжающей организации, которая вынужденно продолжает поставку и которую в части такой поставки добровольным кредитором уже не назовешь. Если мы отметаем компенсацию из бюджета или учет этих потерь в тарифе ресурсоснабжающей организации, то, видимо, это единственный возможный вариант. Но в целом, поскольку речь идет о защите широкого круга лиц, можно было бы рассмотреть возможности или включения потерь ресурсоснабжающей организации в тариф, или их прямую компенсацию из бюджета.
Первая альтернатива является достаточно сомнительной, поскольку мы возложим бремя выполнения публичной функции, которая, возможно, имеет значение для всей страны, лишь на потребителей определенного региона. А вторая кажется более рациональной и соответствующей правовым принципам: именно публично-правовое образование призвано осуществлять публичную функцию по обеспечению безопасности жизни и здоровья населения и по недопущению катастроф. И в том числе для этих целей формируется бюджет такого публично-правового образования. Поэтому, на мой взгляд, во исполнение комментируемого постановления Конституционного суда следует изменить не только законодательство о банкротстве, которое должно помогать здесь лишь субсидиарно, но и подумать над соответствующей компенсацией из бюджета.
Источник: «Корпоративный юрист»