Борьба с пиратством превратилась в выгодный бизнес. Годовой объем рынка защиты правообладателей уже приближается к 3 млрд рублей. Однако зарабатывать на копирайте могут немногие. Скоро все финансовые потоки в сфере защиты авторских прав будет полностью контролировать Российское авторское общество. Большой резонанс вызвал выигранный РАО судебный иск к организаторам концертов группы Deep Purple. В определении суда буквально значится, что «суд постановил взыскать... в пользу Яна Гиллана (Ian Gillan), Роджера Гловера (Roger Glover), Яна Пейса (Ian Paice) и Стива Морса (Steve Morse) 450 тыс. рублей за несанкционированное публичное исполнение композиций Яна Гиллана, Роджера Гловера, Стива Морса и Яна Пейса». То есть для того чтобы группа исполнила собственные песни, организаторы концерта обязаны были спрашивать разрешения у РАО. Аналогичная ситуация возникла с концертом певицы Бейонсе в феврале этого года. «Имеет место юридический казус - лазейка в законодательстве, которую РАО активно использует. Согласно нашему законодательству об авторском праве, любое использование произведений, в том числе и публичное исполнение во время концерта, правомерно только с разрешения правообладателей, - говорит Денис Быков, руководитель практики разрешения споров и медиации юридической компании «Пепеляев Групп». - Лицом, которое обязано получить разрешение (заключить договор с правообладателем или РАО) и соответственно выплатить авторское вознаграждение в размере 5% от суммы валового сбора за проданные билеты, является организатор мероприятия». Возникает ситуация, при которой выплата гонорара исполнителям (а организаторы концертов, разумеется, его выплачивали) ни в коей мере не влияет на разрешение вопросов, связанных с выплатой вознаграждения, причитающегося авторам за использование их произведений. Даже если автор и исполнитель - одно лицо.